Реестр проблем
Расширение спектра действия ГЧП в различных отраслях.
Предпринимателям в рамках ГЧП интересны такие проекты, как строительство частной школы, лагеря для отдыха детей, передача на обслуживание внутригородских, районных и областных автомобильных дорог на условиях предоставления государством земельного участка, подведения инфраструктуры, частный партнер, в свою очередь, повысит качество услуг. При этом необходимо учесть маржинальный доход частного партнера, рост инфляции и долгосрочность договора. В законе о ГЧП в статье 46 пункт 1, п.п.15 сказано, что договор ГЧП должен содержать распределение рисков между сторонами и описание мероприятий по управлению рисками. Значит должны быть учтены риски инфляции, девальвации, увеличения тарифов и т.п. В этой части Закон носит нечеткий характер и нуждается в доработке для повышения привлекательности проектов ГЧП. Полагаю, такое партнерство в последующем будет выгодным и эффективным для обеих сторон.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
АКТЮБИНСКАЯ РПП
Предложение по решению проблемы:
Расширение спектра действия ГЧП в различных отраслях – возможность для популяризации механизма такого рода. Для реализации таких проектов в рамках ГЧП необходимо разработать типовые проекты, с проведением соответствующих расчетов для определения возможностей государства и рисков предпринимателя.
Пути решения:
1. Направить предложения в МНЭ РК. 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.
Дата включения в реестр:
2017-06-28 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2017-09-28 00:00:00
Ход исполнения:
03.08.2017; КазЦентром ГЧП была разработана типовая документация и типовой договор ГЧП по следующим направлениям: образование, ЖКХ, здравоохранение, физической культура и спорт, транспорт. Данная документация в настоящее время внесена в МЮ РК на согласование и утверждение. КазЦентр ГЧП провел ряд разъяснительных семинаров в регионах РК. НПП РК неоднократно сообщалось о проблемных вопросах в рамках реализации типовых проектов: устаревшие, неактуальные расчеты, несоответствие текущим реалиям и местности, экономическая нецелесообразность. Данные вопросы решаются в рамках разработки Программного ГЧП. Достигнуты договоренности по решению проблемных вопросов ГЧП в части покрытия рисков валютных колебаний для инвестора, вопроса залогового обеспечения по проектам ГЧП, расширения перечня видов затрат, включенных в компенсационные выплаты. Отработка соответствующих поправок планируется следующим этапом.05.01.2018; 1. В целях практической реализации предложений и решения проблемных вопросов утвержден 4-сторонний план мероприятий (Дорожная карта размещена на сайте НПП) по внедрению новых инструментов ГЧП. Размещен на сайте НПП; 2. В рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства» НПП совместно с МНЭ и заинтересованными ГО разработаны следующие поправки: - поправки в части обеспечения возможности размещения государственного заказа сроком свыше 3 лет; - закрепления особого порядка планирования проектов ГЧП, принятия государственных обязательств и отбора частного партнера в рамках Программного ГЧП - поправки в части обязательной казначейской регистрации договоров ГЧП для гарантии исполнения долгосрочных государственных обязательств; - поправки, исключающие концепцию и заменяющие ее разработку бизнес-планом. - сокращен этап планирования проекта до 2 этапов (разработка и экспертиза конкурсной документации (куда входят инвестиционное предложение, заявка, квалификационные требования, проект договора), заключение договора), а не в 3, как было ранее; - поправки по содержанию договора ГЧП: предусмотрен механизм урегулирования валютных рисков при реализации проектов ГЧП по валютному компоненту и порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного прекращения договора ГЧП. Законопроект внесен в Мажилис, прошел обсуждение в Рабочей группе. Проведено первое чтение Законопроекта. Второе чтение планируется на 18.10.2017 г 3. В сентябре НПП РК совместно с МНЭ РК, МЗ РК, МОН РК, Казцентр ГЧП, БВУ, НацБанком, АО ФинЦентр, частными школами проведены совещания по проблемным вопросам: 1) залогового обеспечения по проектам ГЧП. 2) тарифообразования при предоставлении медицинских услуг и расширения перечня видов затрат, включенных в компенсационные выплаты. 3) подушевого финансирования в сфере образования. 4. В ходе заседания Правительства РК 27.09.2017 по вопросу внедрения подушевого финансирования МОН РК было поручено разработать предложения по привлечению частных инвесторов для строительства частных школ, а также разработать механизм передачи государственных школ в доверительное управление. 06.10.2017 г. зам. Премьер Министра было озвучено о внедрении подушевого финансирования частных образовательных школ. 5. НПП разработан проект «Программного ГЧП». В настоящее время проходит обсуждение с МИО. В рамках «Программного ГЧП» планируется реализация региональных проектов ГЧП, стоимость которых не превышает 4,5 млрд. тенге в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ, транспорта, туризма, культуры и спорта. С 12.10 планируется селектор с участием МИО и РПП по проблемным вопросам ГЧП в ходе реализации проектов, также планируется заслушивание акиматов областей по проектам ГЧП.
23.10.2018; Во исполнение поручений Премьер-Министра РК касательно мер по активизации механизмов ГЧП, данных в рамках заседания Правительства РК 10.05.2017, НПП РК совместно с МНЭ РК и Центром ГЧП проработана новая модель Программного ГЧП. Основные принципы новой модели Программного ГЧП (нижеперечисленные подходы НПП обсуждаются с МНЭ РК, МЗ РК, Центром ГЧП, на данный момент отрабатываются конкретные механизмы): - по схеме Программного ГЧП могут быть реализованы все региональные проекты без отраслевых ограничений стоимостью ниже 4,5 млрд. тенге; - основанием для инициирования проекта ГЧП является потребность госорганов в услугах (соответствующая информация будет регулярно публиковаться на сайтах МИО), а также перечень объектов на приватизацию и в доверительное управление; - соответствующее извещение будет размещено на сайте МИО для сбора заявок от инвесторов; - при наличии 2 и более инвесторов проводится отбор для поиска наиболее оптимального технического и управленческого решения, минимальной нагрузки на бюджет; - предлагается включить этап отработки с финансовым институтом, а также получение финансирования на стадии планирования проекта; - предлагается исключить ряд процедур согласования; - в рамках Программного ГЧП предполагается возможность применения всех предусмотренных мер государственной поддержки – КИЗ, КОЗ, долгосрочный заказ, гарантия потребления, вознаграждение за управление и другие; - для участия в Программе допускается 3 типа проектов ГЧП в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры и спорта, стоимость которых не превышает 4,5 млрд. тенге, и не относящиеся к сфере естественных монополий: a) строительство и/или реконструкция и/или модернизация зданий, сооружений, оборудования с последующей эксплуатацией; b) доверительное управление государственным имуществом; c) оказание комплекса мероприятий по обслуживанию объектов ГЧП и предоставлению определенного объема работ (услуг) частным партнером (сервисный контракт, гарантированный государственный образовательный и медицинский (ГОБМП) заказ). - включено согласование с местной бюджетной комиссией. Условия «Программного ГЧП» вносятся в отраслевые программы. 30.11.2017 г. принят Закон РК № 112-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства». Справочно. В рамках Закона приняты поправки в Бюджетный Кодекс и ЗРК «О ГЧП» касательно: увеличения гарантии потребления государством объема ТРУ в рамках проектов ГЧП на срок не менее 3 лет с правом продления в рамках договора государственно-частного партнерства; закрепления особого порядка планирования проектов ГЧП, принятия государственных обязательств и отбора частного партнера в рамках государственных и правительственных программ. Решение о необходимости разработки порядка определения частного партнера и заключения договора государственно-частного партнерства в рамках государственных и правительственных программ определяется в соответствующей программе; сокращения этапа планирования проекта до 2 этапов (разработка и экспертиза конкурсной документации (куда входят информационный лист, содержащий описание проекта государственно-частного партнерства; конкурсная заявка, квалификационные требования, проект договора), заключение договора ГЧП); исключения концепции и заменяющие ее разработку бизнес-планом. В случае государственной инициативы государственный партнер на основании экономического заключения на инвестиционное предложение государственного инвестиционного проекта о целесообразности реализации проекта государственно-частного партнерства разрабатывает конкурсную документацию. В случае прямых переговоров потенциальным частным партнером разрабатывается бизнес-план; поправки, исключающие формирование Реестра потенциальных частных партнеров; поправки в части обязательной казначейской регистрации договоров ГЧП для гарантии исполнения долгосрочных государственных обязательств; механизм урегулирования валютных рисков при реализации проектов государственно-частного партнерства по валютному компоненту; порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного прекращения договора государственно-частного партнерства.
Ответственный исполнитель:
Узалина Назгуль Зайнутуллаевна
Эксперт 1 категории
n.uzalina@palata.kz
Руководитель подразделения:
Сакуов Нурлан Нуртазаевич
Управляющий директор-директор департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ