astana-view

Реестр проблем

№618

Касательно ограничения участия в процедуре государственных закупок по СМР потенциального поставщика, изготовившего проектную документацию

Поступило обращение ТОО «Тимакс Электро» (далее-СПД), специализирующегося в сфере проектирования и строительства как в сфере государственного, так и частного заказа. Участвуя в государственных закупках по изготовлению проектно – сметной документации, СПД ограничено от права участия в конкурсе по строительно – монтажным работам. Указанное ограничение исходит из требований пп.2 п.1 ст.6 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее-Закон), где предусмотрено, что потенциальный поставщик и (или) его работник оказывающие заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации ограничиваются от участия в государственных закупках. При этом, необходимо отметить, что в соответствии с нормами действующего законодательства любая проектная документация подлежит обязательной экспертизе, что исключает возможность получения каких – либо выгод и преференций для потенциального поставщика.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АКТЮБИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

Внести соответствующие изменения в Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках»: Действующая редакция: Статья 6. Ограничения, связанные с участием в государственных закупках 2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации. Предлагаемая редакция: Статья 6. Ограничения, связанные с участием в государственных закупках 2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок

Пути решения:

Направить запрос в МФ РК, МЮ РК; Провести совещание с участием заинтересованных лиц; Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2018-06-04 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2018-10-29 00:00:00

Ход исполнения:
02.08.2019; на 16 августа 2019 года запланировано проведение совещания совместно с государственными органами по проблемным вопросам
03.08.2018; Письмом от 29 мая 2018 года №5847/29, НПП РК "Атамекен" направило в адрес уполномоченного государственного органа по государственным закупкам предложения по внесению соответствующих изменений в Закон РК «О государственных закупках» в части исключения ограничений для потенциального поставщика оказывающего заказчику либо организатору госзакупок экспертные, консультационные и/или иные услуги. Позиция Министерства финансов РК по данному вопросу представлена письмом от 13 июля 2018 года №ДЗГЗ-1-17324-14075 (прилагается), заключается в том, что данная норма внедрена в целях исключения конфликта интересов между представителями заказчика и поставщика и наличие государственной экспертизы не является фактором исключающим коррупционные риски, возникающие в рамках государственных закупок. При этом, по мнению МФ РК, по данному вопросу требуется позиция уполномоченного органа в сфере архитектурной, строительной и градостроительной деятельности.
08.06.2018; направлено предложение в госорган по исключению указанных ограничений
09.10.2023; На заседании общественной палаты при Мажилисе Парламента 26 июня 2023 года состоялось обсуждение проекта закона РК «О государственных закупках», разработанного в реализацию пункта 43 Плана действий по реализации Предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда», утвержденного указом Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2022 года №2. В законопроекте предусмотрено внедрение понятия устойчивых закупок, зеленых закупок и внедрение EPC-контрактов, когда договоры в сфере строительства заключаются под ключ, то есть одним и тем же поставщиком. По состоянию на 3 октября 2023 года, проект находится на согласовании у государственных органов, при этом Протоколом презентации проектов Законов и проекта заключения Правительства на поправки депутатов Мажилиса Парламента у Премьер-Министра Республики Казахстан Смаилова А.А. (исх.№ 13-03/Б-1221 от 12.09.2023 г.) принято решение в целом одобрить проект с учетом замечаний, озвученных на презентации и Аппарату Правительства в установленном порядке вынести на заседание Правительства проект Закона «О государственных закупках» (П-35) для голосования. Также отмечаем, что от органа-разработчика письмом исх.№ 005-ДЗ/9781-И от 05.10.2023 г. поступил проект Правил с проектом Закона на предварительное согласование.
10.07.2024; 1 июля 2024 года Главой государства подписан новый закон РК «О государственных закупках» где пунктом 2) статьи 7 предусмотрено: «Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если потенциальный поставщик и (или) его работник оказывают и (или) оказывали заказчику либо организатору экспертные, консультационные и (или) иные работы, услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве заказчика, генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, где предметом государственных закупок являются строительно-монтажные работы, инжиниринговые услуги по осуществлению технического надзора и управлению проектом, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации. Данное требование не распространяется на работы по договорам о строительстве «под ключ», а также проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства».
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Мухаметжанова Сара Султановна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК

Руководитель подразделения:

Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Еншілес ұйымдар

Серіктестер