astana-view

Реестр проблем

№793

растущей закредитованности населения

Нас беспокоит проблема растущей закредитованности населения. Многие индивидуальные предприниматели берут потребительские кредиты для своего бизнеса. Ставки очень высокие, выше 20% годовых. Такая нагрузка в условиях пандемии оказалась неподъёмной. Потребительские кредиты не попадают под меры господдержки: не субсидируются и не рефинансируются. Работники малого бизнеса также перекредитованы. У некоторых по несколько кредитов. В большинстве люди берут кредиты на элементарные нужды – питание, одежду, лечение, а не для покупки телефонов или тоев. Вместе с тем, предприниматели информируют, что участились случаи, когда новые и действующие сотрудники просят не оформлять трудовые договора и оплачивать наличными без перечисления на банковские счета, так как у них имеется задолженность по потребительским кредитам. Находясь в долговой яме, люди отказываются от получения официальной зарплаты, просят выдавать оплату в «конвертах», чтобы ее не забрали коллекторы и судебные исполнители. Тем самым, предприниматели вынуждены сохранить востребованных кадров, увеличивая количество неформально занятых и безработных граждан. Дальше обслуживать кредиты они не могут и вероятно не будут, многие из них оказались в тупике.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АЛМАТИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

#62 выработать совместное взвешенное решение вопроса закредитованности населения.

Пути решения:

1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2021-03-18 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-05-31 00:00:00

Ход исполнения:
05.05.2021; По вопросам закредитованности населения в период с 30 марта по 15 апреля 2021 года проведены несколько всесторонних совещаний с участием АРРФР, НБ, МНЭ, финансового сектора. Так, госорганами данный вопрос не поддерживается. В частности, АРРФР не поддерживается принятие дополнительных принудительных мер к банкам по урегулированию просроченной задолженности по потребительским кредитам, так как уже приняты необходимые регуляторные меры ограничения рисков в потребительском кредитовании, дополнительно на законодательном уровне реализуются специальные нормы по правовому механизму досудебного урегулирования просроченной задолженности физических лиц по кредитам. Наряду с этим, для ограничения долговой нагрузки граждан и сдерживания агрессивных темпов роста потребительского кредитования приняты следующие меры: 1. Субъекты микро, малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальные предприниматели могут получить отсрочку по банковским займам и микрокредитам, выданным кредитными организациями на предпринимательские цели до 1 апреля 2021 года. Срок предоставления отсрочки составляет от 30 до 90 дней. 2. В целях сдерживания роста потребительского кредитования введен запрет начисления неустойки и комиссий после 90 дней просрочки и на предоставление займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума. Кроме того, установлена обязанность банков и МФО проводить расчет коэффициента долговой нагрузки заемщика, а также повышены требования к капиталу по потребительским кредитам. 3. В целях восстановления доступа к финансовым услугам с 9 апреля 2021 года введен механизм реабилитации заемщиков, имеющих негативную кредитную историю и нуждающихся в реструктуризации проблемной задолженности. Банками будет проводиться индивидуальная работа с каждым проблемным заемщиком-физическим лицом, оцениваться его финансовые возможности и составляться план реабилитации, планомерное выполнение которого позволит заемщику возобновить платежи по кредиту и в результате погасить долг полностью. Это позволит проблемным заемщикам получить возможность реструктуризации просроченной задолженности путем предоставления льготного периода по платежам, отсрочки платежей по кредиту, продления срока погашения, уменьшения ставки вознаграждения, списания части задолженности, изменения валюты или других мер реструктуризации.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Дарбаев Арнур Арманулы

эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ И АНАЛИЗА.

Руководитель подразделения:

Байтеленов Рустен Сабитович

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ И АНАЛИЗА.

Еншілес ұйымдар

Серіктестер