Реестр проблем
Казсодержание недропользователями
Проблема отработанной методики ухода от ответственности за Казсодержанием недропользователями (компании Самрук-Казына), заключающейся в том, что недропользователи стали включать покупаемые товары в услуги, отдавая их на закуп своим сервисным компания и другим подрядчикам. Эти компании выигрывают тендера на осуществление работ в стоимости которых сидит и стоимость материалов и при этом не несут никакой ответственности за закуп товаров с Казсодержанием. Их закупки спрятаны. Сроки, объемы и ассортимент закупаемых товаров никому не известны. Таким образом на рынке недропользователей доминируют товары тех же стран: России, Китая, Азербайджана, Украины, Грузии. Казахстанские производители на территории собственной страны подвергаются нечестной конкуренции и дискриминации. В итоге принцип добросовестной конкуренции и поддержки отечественных производителей, обусловленный законом, не выполняется. Однако действие этой статьи не распространяется на их подрядчиков и сервисные компании.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
ПАВЛОДАР РПП
Предложение по решению проблемы:
#64 Предлагается распространить норму по соблюдению казахстанского содержания как на сервисные компании так и на подрядные организации наряду с внесением их в реестр недобросовестных поставщиков
Пути решения:
1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.
Дата включения в реестр:
2021-10-01 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2021-12-31 00:00:00
Ход исполнения:
01.10.2024; В соответствии с поручением Президента РК по обеспечению доли казахстанских товаров и услуг в закупках в размере 60% Правительством проводится системная работа. Одна из ключевых мер – внедрение Единого реестра отечественных товаропроизводителей. К участникам реестра будут предъявляться встречные требования: модернизация производства, повышение конкурентоспособности, рост заработной платы. Мониторинг деятельности предприятий будет осуществляться в режиме онлайн – для снижения коррупционных рисков – на основе цифрового скрининга. На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Олжаса Бектенова рассмотрен вопрос поддержки отечественных товаропроизводителей. Ряд норм, ужесточающих требования при проведении государственных закупок, уже принят. В настоящее время в Мажилис РК внесены поправки по дальнейшему усилению контроля. Так, например, каждый недропользователь будет обязан принять Программу развития внутристрановой ценности, направленную на приоритетную закупку отечественных товаров. Ключевые недропользователи крупных нефтегазовых проектов уже подписали контракты с отечественными производителями товаров на 240 млн долларов. Эту работа будет продолжаться. В то же время в сфере ТПИ (Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 мая 2018 года № 355 «Об утверждении Правил приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых»), всего в текущем году заключено 382 долгосрочных договора и офтейк-контракта на сумму порядка 635 млрд тенге. Показатели являются рекордными за последние годы. «Активную работу ведут крупные компании горно-металлургического комплекса, такие как ERG, KazMinerals, Казцинк, Казахмыс, Qarmet, Алтыналмас. Эти предприятия заключили с отечественными производителями 139 долгосрочных контрактов и офтейк-соглашений на сумму 122 млрд тенге. В сравнении с прошлым годом их количество увеличилось в 4,2 раза, а в денежном выражении – в 3,1 раза. Среди товаров – трансформаторы, редукторы, запорная арматура, шахтное оборудование и насосные агрегаты, которые ранее не производились» Доля внутристрановой ценности в общем объеме закупок недропользователей выросла до 1,7 трлн тенге. В Казахстане по итогам 6 месяцев текущего года наблюдается положительный рост среднеотраслевого показателя доли внутристрановой ценности в общем объеме закупок недропользователей углеводорода и добычи урана. Показатель составил 61,6% или 1,7 трлн тенге, что на 4 процентных пункта выше, чем в аналогичном периоде 2023 года. «Сохранение положительной динамики роста показателя внутристрановой ценности по отрасли обеспечивается нормотворческими инициативами и практическими мероприятиями со стороны Министерства. Так, при обращении недропользователей о внесении изменений в контракт на недропользование внедрена практика по обязательному установлению или пересмотру в сторону увеличения ранее установленных показателей по казсодержанию. Данное новшество позволило с начала года внести изменения в 9 контрактов на недропользование, предусмотрев или увеличив минимальную долю внутристрановой ценности в товарах в среднем на 12%: в работах – на 20%, услугах – на 22%». В закупках недропользователей ТПИ внедрена мера по заключению договоров на поставку отечественных товаров, в закупках недропользователей УВС и урана (Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 196 «Об утверждении Правил приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана») установлены требования по приобретению отечественных товаров. Для субъектов естественных монополий установлен приоритетный закуп отечественных товаров за счет снижения цены конкурсной заявки на 10%. На 7% будет увеличена в текущем году доля казсодержания в закупках товаров трех крупных нефтегазовых компаний. На сегодня 70% всех закупок в отрасли приходится на троих крупных недропользователей (ТШО, КПО, НКОК). «Проводимая совместно с подрядными компаниями крупных нефтегазовых проектов работа позволяет прогнозировать увеличение показателя доли казсодержания в закупках товаров услуг крупных нефтегазовых недропользователей в 2024 году на 7%, в 2027 году на 11% и к 2029 году - на 15%». Минэнерго провело анализ и выделило 12 товарных групп, на которые приходится 60% всех закупок крупных недропользователей. В данном направлении есть существенный потенциал для локализации и развития казсодержания. Ведутся переговоры с подрядными компаниями по пересмотру долгосрочных программ развития местного содержания крупных проектов с закреплением КPI-показателей на вышеуказанную целевую группу. Помимо этого, обсуждается актуализация тендерных процедур крупных недропользователей с закреплением их обязанностей заключать прямые долгосрочные контракты в обмен на инвестиции с отечественными производителями товаров и услуг. Кроме того, 1 июля 2024 года подписан новый закон «О государственных закупках», предусматривающий осуществление государственных закупки способом из одного источника в случаях приобретения товаров являющихся предметом офтейк-контрактов. Наряду с этим, внесены поправки в ряд приказов, направленные на стимулирование отечественного производства и увеличение доли казахстанского содержания в регулируемых закупках (приказы МФ от 29 марта 2024 года № 168 и от 17 апреля 2024 года № 218). В целях совершенствования механизма развития внутристрановой ценности инициированы поправки в Кодекс «О недрах и недропользовании» и Закон «О промышленной политике» в части введения обязательств для крупных предприятий по заключению долгосрочных договоров и офтейк-контрактов, а также внедрения программы развития внутристрановой ценности. На сегодняшний день данные поправки внесены на рассмотрение в Мажилис Парламента РК (в рамках проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам определения страны происхождения товаров»). Решением заседания Совета директоров АО «Самрук-Казына» от 26 апреля 2024 года № 234, в Порядок осуществления закупок внесены изменения и дополнения, направленные на поддержку отечественных производителей, а также упрощение и оптимизацию сроков закупок. Кроме того, в рамках государственных закупок установлены изъятия из национального режима на 4 542 товаров отечественного производства, которые будут закупаться в приоритетном порядке у местных производителей. Данные меры создают условия для развития отечественного производства и поддерживают локальных поставщиков, ограничивая конкуренцию со стороны иностранных компаний в регулируемых закупках. На сегодняшний день, сумма заключенных договоров по приоритетному праву увеличилась в 1,4 раза и составила 106 млрд тенге (за 7 мес. 2023 г. - 75 млрд тенге). Эффективный рост наблюдается в закупках химической продукции, машиностроении и легкой промышленности. Справочно: мера приоритетного права на участие в закупках, является наиболее эффективной для малых и средних предприятий. Яркими примерами, отражающими положительную динамику производства в регионах страны, являются: ТОО «Радуга» в городе Петропавловск. По итогам 7 месяцев 2024 года произведено продукции на сумму 1 млрд тенге за счет участия в госзакупках на поставку бумажной продукции. Загрузка производства увеличилась до 100%. ТОО «Лакра» в городе Павлодар. Загрузка производства выросла на 27%, за счет участия в госзакупках на поставку лакокрасочной продукции. ТОО «Mеtal Former» в городе Астана. Выпуск продукции начат в апреле текущего года. Проект «Комфортная школа» позволил загрузить производство на 100%. По итогам июля месяца произведено продукции на сумму 3,6 млрд тенге. Таким образом, будет продолжена дальнейшая работа по поддержке отечественных производителей путем совершенствования нормативных правовых актов, заключения офтейк-контрактов и долгосрочных договоров, а также расширения перечня товаров, подлежащих изъятию из национального режима. На основании вышеизложенного приводим ниже следующие поправки, принятые в текущем году, которые усиливают меры поддержки отечественных товаропроизводителей в закупках недропользователей. Действующие меры поддержки ТПИ (Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 мая 2018 года № 355 Об утверждении Правил приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых). Министерством промышленности и строительства РК приняты нововведения в Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых (вводится в действие с 7 мая 2024 года). Данные Правила позволяют отечественным товаропроизводителям (далее – ОТП) поставлять свою продукцию недропользователям, которая ранее была скрыта в работах и услугах, и могла закупаться у импортных поставщиков. Так, Правила обязывают недропользователей вывести все товары из работ/услуг и рассмотреть заявки ОТП, учитывая стоимость товара. Конкурсная документация на работы и услуги рассматривается потенциальными поставщиками с учетом возможности поставки товаров местного производства. Заявки на поставку товаров подаются производителями или их торговыми посредниками. Заявки (ОТП) направляются на электронную почту заказчика, указанную в конкурсной документации. Если предлагаемый товар соответствует техническим требованиям и срокам поставки, с ОТП заключается договор в соответствии с подпунктом 10) пункта 85 Правил (закуп из одного источника). В результате в конкурсную документацию вносятся соответствующие изменения, исключающие товарные позиции на основании представленных заявок, в соответствии с пунктом 33 Правил. В связи с этим, для данного закупа применяются внутренние процедуры заказчика по выбору поставщика для закупа из одного источника. К заявке прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 2), 3), 5), 12), 13), 16) пункта 41 Правил, а также сертификат о происхождении товара формы «СТ-KZ» на ранее произведенный товар. При этом, исключением являются товары, приобретаемые в рамках договоров гарантийного и сервисного обслуживания оборудования (техники) или обеспечивающие экологическую и индивидуальную защиту на вредных и опасных участках производств. Данный приказ зарегистрирован от 24 апреля 2024 года № 154 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК от 25 апреля 2024 года № 34300). В рамках поддержки внутреннего рынка ведутся работы по мониторингу внутристрановой ценности в регулируемых закупках путем создания Единого Реестра товаров казахстанского происхождения взамен сертификатов «СТ-KZ» и Индустриального сертификата, который обеспечит единую точку доступа к информации о производимых в Казахстане товарах и их производителях. В целом, во исполнение поручения Главы государства в обрабатывающей промышленности планируется увеличить долю офтейк-контрактов с отечественными производителями до 10% и достичь 60% доли внутристрановой ценности в регулируемых закупках. В связи с этим дополнительно в принятых поправках предусмотрены следующие меры: - при определении победителя открытого конкурса, при равенстве цен конкурсных ценовых предложений потенциальных поставщиков открытого конкурса, предпочтение отдается товаропроизводителю либо казахстанскому производителю работ, услуг; - закуп товаров ОТП из одного источника, произведенные в рамках офтейк-контрактов, заключенных в целях реализации государственных или правительственных программ, а также сопутствующие производству таких товаров, работы и услуги (шеф-монтажные, монтажные или пуско-наладочные работы) у производителей этих товаров. Кроме того, в целях совершенствования подходов по поддержке отечественных производителей разработаны законодательные поправки, предусматривающие обязательства крупных предприятий – недропользователей, системообразующих предприятий, нацкомпаний, субъектов естественных монополий по принятию Программ развития внутристрановой ценности, включающие в себя такие меры поддержки отечественных производителей как показатели по местному содержанию, заключение офтейк-договоров, создание пояса МСБ и социальное обеспечен. Из ранее действующих мер поддержки (ОТП) сохраняются следующие положения: - сроки оплаты ОТП не позднее 30 (календарных) дней; - сроки поставки товаров для ОТП не более 90 календарных дней при условии установления в конкурсной документации срока поставки менее шестидесяти календарных дней; - наличие индексации цены ТРУ относительно курсу национальной валюты к иностранной; - возможность увеличения срока поставки товара для ОТП, необходимого для производства приобретаемого товара; - увеличения суммы договора на поставку товаров для ОТП, вследствие изменения стоимости сырья и(или) комплектующих, необходимых для производства товара, а также тарифов, влияющих на ценообразование товара; - закуп ТРУ способом из одного источника у ОТП в моногородах; - закуп товаров ОТП из одного источника при наличии экономической целесообразности; - ТРУ в период действия чрезвычайного положения в Республике Казахстан: казахстанского происхождения, при условии предоставления сертификата о происхождении товара формы «CT-KZ», или индустриального сертификата; УВС (Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 196 «Об утверждении Правил приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана») В июне 2024 года Министерством энергетики РК были внесены изменения и нововведения в Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана (Далее Приказ МЭ РК №196) Принятые поправки в целом направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей в том числе: - введение обязательного Реестра отечественных товаропроизводителей (далее - Реестр), учитываемый недропользователями при закупе товаров; - учтены преференции для ОТП в части предоставления аванса 30%, расчета условной цены (при наличии сертификата о происхождении товара формы «CT-KZ», подтверждающего происхождение на территории Республики Казахстан, ранее выданный на аналогичный товар и (или) индустриальный сертификат, подтверждающий его происхождение на территории Республики Казахстан); - при наличии в Реестре единственного отечественного товаропроизводителя, приобретение товара осуществляется у него способом из одного источника (предусмотрено дополнительно основание закупа с одного источника у ОТП подпунктом 12 пункта 85 Правил); а при наличии в Реестре ОТП двух и более товаропроизводителей закупаемого товара, заказчик осуществляет приобретение товаров способом открытого конкурса, открытого конкурса на понижение (электронные торги) среди указанных товаропроизводителей закупаемого товара; - при определении победителя открытого конкурса, при равенстве цен конкурсных ценовых предложений потенциальных поставщиков открытого конкурса, с учетом применения критерия по условному уменьшению цены, предпочтение отдается товаропроизводителю либо казахстанскому производителю работ, услуг; - установление в конкурсной документации соответствие статусу товаропроизводителя закупаемого товара; - договор на приобретение импортируемого товара, который заключается на срок не более 5 (пяти) лет с обязательным предоставлением производителем товара программы локализации и обеспечением его производства на территории Казахстана. - в конкурсной документации допускается установление условий о представлении документов, подтверждающих опыт работы на рынке приобретаемых работ, услуг и (или) в определенной заказчиком отрасли годовой объем которых в стоимостном выражении превышает двадцатитысячекратный размер месячного расчетного показателя (далее – МРП), установленного на соответствующий финансовый год (ранее было 14 000 МРП); Из ранее действующих мер поддержки (ОТП) сохраняются следующие положения: - сроки оплаты ОТП не позднее 20 (двадцать) рабочих дней; - сроки поставки товаров для ОТП не более 90 календарных дней; - увеличения срока поставки товара для ОТП, необходимого для производства приобретаемого товара; - увеличения суммы договора на поставку товаров для ОТП, вследствие изменения стоимости сырья и(или) комплектующих, необходимых для производства товара, а также тарифов, влияющих на ценообразование товара; - закуп ТРУ способом из одного источника у ОТП в моногородах; - закуп товаров ОТП из одного источника при наличии экономической целесообразности; - регламентация сроков подписания актов приема-передачи (10 рабочих дней). Таким образом, данные изменения позволят увеличить закуп товаров у отечественных товаропроизводителей со стороны недропользователей. При этом, данные нормы не влияют на международные обязательства Республики Казахстан в рамках ВТО и ЕАЭС.09.10.2023; К Протоколу очного заседания Совета директоров АО «Самрук-Қазына» от «3» марта 2022 года № 193 утвержден Порядок осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления. Согласно положениям пункта 10 и 11 статьи 61 Порядка закупок, договоры о закупках строительно-монтажных работ, по которым имеется сметная, предпроектная, проектная (проектно-сметная) документация, утвержденная в установленном порядке, а также предпроектных, проектных работ должны содержать обязательства поставщика по приобретению и соответственно указанию материалов казахстанского производства. За несоблюдение этой нормы предусмотрена ответственность поставщика за неисполнение обязательства в виде штрафа в размере не менее 5%. Вопрос в целом поддерживается.
Ответственный исполнитель:
Умертаев Байкен Курмангалиевич
Эксперт 1 категории
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК
b.umertayev@atameken.kz
Руководитель подразделения:
Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна
Управляющий директор- директор Департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
m.abdualieva@atameken.kz
Скачать