Реестр проблем
Внедрении налога на сахаросодержащие напитки
Министерства национальной экономики и здравоохранения инициировали две меры, которые имеют высокий потенциал оказать крайне негативное влияние на развитие отрасли производства и дистрибуции безалкогольных напитков в Казахстане, особенно в случае их совместного внедрения. Одной из предлагаемых мер является система отслеживаемости товаров для бутилированной воды и безалкогольных напитков, а также предложения по внедрению акцизного налога на сахаросодержащие безалкогольные напитки (далее – БАН) в рамках Национального проекта по новым подходам формирования здорового образа жизни (далее – Национальный проект). Согласно предложению Минздрава в Национальный проект, предлагается введение акцизного налога на сахаросодержащие безалкогольные напитки со ставкой 7% в 2021 году, и с последующим повышением на 17,5%, 25,5%, 35,5%, 45% до 2025 года, что ставит безалкогольные напитки в один ряд с такими продуктами, как алкоголь и сигареты. Введение маркировки и акцизного налога окажут огромную финансовую нагрузку на отрасль производства безалкогольных напитков и приведут к значительному сокращению объемов производства и сокращению рабочих мест. Институт Экономических Исследований при МинНацЭк, в рамках своего исследования просчитал, что при внедрении акцизного налога на БАН в размере 10% приведет сокращению объемов производства на 12,6%, что вызовет сокращение около 6 000 рабочих мест. В случае введения налога в размере 20%, то уровень производства уменьшиться на 26,4%, что приведет к сокращению около 15 000 рабочих мест. А если налог будет составлять 30%, то потери производства составят 40,2% и более 20 000 человек останутся без работы. Проведенный обзор мировой практики показал, что введение акцизного налога только на БАН в качестве самостоятельной меры может оказаться мало эффективной и не приведет к сокращению потребления сахара среди населения, если они не поддерживаются аналогичными налогами на другие продукты с высоким содержанием сахара и широкомасштабными образовательными кампаниями. По данным Nielsen и Института экономических исследований РК, потребление сахара от БАН в среднем не превышает 10% от уровня потребления сахара казахстанцами. Также потребление напитков в нашей стране значительно ниже по сравнению с европейским, американским и азиатским рынками, где был введен такого рода налог. Также стоит отметить, что сахар не упоминается в докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2019 год с рекомендациями по улучшению общественного питания в Казахстане, где основное внимание было уделено сокращению потребления натриума и запрету использования трансжиров в Казахстане.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
АЛМАТИНСКАЯ РПП
Предложение по решению проблемы:
#64 1. Приостановить вопросы введения дополнительного налога на сахаросодержащие напитки, т.к. данная мера не поможет решить поставленные цели и оздоровить экономику страны. Мы считаем, что все предлагаемые меры по внедрению новых налогов и/или увеличению имеющихся, которые станут дополнительной нагрузкой для бизнес-сообщества, необходимо отложить на более поздний срок, т.к. на данный момент бизнес терпит колоссальные потери в связи с пандемией коронавируса и последствий режима карантина; 2. Казахстанскому бизнес-сообществу и уполномоченным государственным органам выработать национальный подход, который основан на следующих принципах введение маркировки в отношении категорий товаров с доказанной и экономически обоснованной целесообразностью введения данной меры, и только в случае если отраслевой бизнес прямо заинтересован в ее внедрении.
Пути решения:
1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.
Дата включения в реестр:
2021-10-04 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2021-12-13 00:00:00
Ход исполнения:
26.12.2023; 1) ППРК от 22 сентября 2023 года № 828 Национальный проект "Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина "Здоровая нация" поставлен на утрату, соответственно вопрос введения акциза на сахаросодержащие напитки также поставлен на утрату. 2) В соответствии с Протоколом совещания о ходе реализации проекта маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Казахстан от 1 декабря 2022 года под председательством Заместителя Премьер-Министра – Министра торговли и интеграции – Жумангарин С.М. было принято решение о нецелесообразности внедрения обязательной маркировки и прослеживаемости упакованной воды и сахаросодержащих напитков на внутреннем рынке.Ответственный исполнитель:
Сеилов Самат Темербекович
Эксперт 1 категории
ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
s.seilov@atameken.kz
Руководитель подразделения:
Наурзбеков Еркен Бакытжанович
Заместитель директора
ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ