Реестр проблем
Инициативы в системе технического регулирования на сегодня свелись к навязыванию разработки ненужного закона «Об оценке соответствия» и введению информационных систем сертификации.
В настоящее время МТИ РК ведет работы по разработке нового закона РК «Об оценке соответствия». В качестве обоснования приводится поручение Президента РК Токаева К.К. от 24.01.2020г. о принятии Закона РК «О техническом регулировании» в новой редакции. При этом, 30 декабря 2020г. Главой государства подписан Закон РК «О техническом регулировании», который вступил в силу с 1 июля 2021г. Таким образом, на сегодня указанное поручение исполнено в полном объеме. Утверждение разработчика о поэтапном исполнении поручения Главы государства от 24 января 2020г., где следующим этапом должна явиться разработка Закона РК «Об оценке соответствия», не соответствует самому поручению и противоречит отчетам МТИ РК об исполнении данного поручения. Также в качестве обоснования необходимости разработки нового закона РК «Об оценке соответствия» указано Послание Президента РК Токаева К.К. от 1.09.2020г. касательно необходимости полного раскрытия отечественного промышленного потенциала и развития качественно новой национальной индустрии путем обновления законодательной базы. При этом, для достижения указанных задач в ходе данного послания поручено разработать унифицированный Закон РК «О промышленной политике». При этом, упомянутые поручения Главы Государства не содержат указаний по разработке нового Закона РК «Об оценке соответствия». Несмотря на исполненные поручения, МТИ РК при отсутствии какого-либо обоснования, критической массы проблемных вопросов и правонарушений, все равно продолжает работу по разработке Закона РК «Об оценке соответствия». В рамках разработки Закона РК «Об оценке соответствия» планируется отмена Закона РК «Об аккредитации в области оценки соответствия» и пересмотр вступившего в силу 1 июля 2021 года Закона РК «О техническом регулировании». Из некоторых положений отменяемого Закона РК «Об аккредитации в области оценки соответствия» и положений, исключаемых из нового Закона РК «О техническом регулировании» планируется разработка Закона РК «Об оценке соответствия», что лишь подтверждает нецелесообразность данной работы. Необходимо отметить, что отмена Закона РК «Об аккредитации в области оценки соответствия» приведет к полному непризнанию сертификатов РК партнерами ЕАЭС и в мире. Кроме этого, уполномоченным органом созданы большие проблемы в связи с переходом оценки соответствия в Информационные системы «Единое окно» по экспортно-импортным операциям (далее – Е-окно) и технического регулирования «Е-Сертификация» (далее – Е-сертификация). В реализацию З РК «О техническом регулировании» от 30 декабря 2020 года принят приказ и.о. МТИ РК от 29 июня 2021 года «Об утверждении Правил оценки соответствия» (далее - Приказ), предусматривающий перевод процессов оценки соответствия в информационную систему, что противоречит данному закону. Согласно Закону «О техническом регулировании», информационная система предназначена исключительно для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления сведений и информаций, уже содержащихся в реестрах технического регулирования и не предназначена для оценки соответствия. При этом, учитывая, что согласно Решению ЕЭК № 293 от 25 декабря 2012 года сертификаты соответствия оформляются на бланках строгой отчетности с четырьмя степенью защиты, а декларации о соответствии оформляются на листах белой бумаги формата A4, т.е. на бумажном носителе, документы об оценке соответствия, выданные в Казахстане посредством информационных систем, не будут признаваться в государствах членах ЕАЭС. Более того, отмечаем, что в следствии слабой подготовки к переходу на «Е-окно» и «Е-сертификация» имеются многочисленные технические недоработки, которые привели к оттоку заявителей на сертификацию в соседние страны и ведут к непризнанию в рамках ЕАЭС документов об оценке соответствия, выданных в Казахстане. Ключевые ошибки информационных систем заключаются в следующем: - отсутствует опция по отказу в выдаче документа об оценке соответствия, в случае несоответствия продукции; - в документах об оценке соответствия отображается QR код, который не предусмотрен в форме документа об оценке соответствия, утвержденной Решением № 293 от 25 декабря 2012 года; - для заявителей на оценку соответствия требуется регистрация в информационной системе, которая предполагает оформление БИНа в органах налоговой службы, с последующем оформлением ЭЦП на юридическое лицо, в следствии чего нерезиденты Республики Казахстан, ранее выступающие в роли заявителей, уходят на рынки соседних государств. Таким образом функционирование ИС «Е-окно» и «Е-сертификация», призванное для облегчения и улучшения сферы технического регулирования, создало неравные и невыгодные условия для отечественных производителей, органов по сертификации и лабораторий, оценка соответствия в Казахстане стала намного сложнее чем в странах ЕАЭС. Согласно информации органов по сертификации, вышеупомянутые проблемы с начала введения информационных систем привели к оттоку 50% заявителей в органы сертификации стран ЕАЭС. Необдуманное внедрение информационных систем по сертификации провоцирует усугубление проблем с «серыми» сертификатами. Отошедший конкурентам (КР, РФ и т.д.) объем сертификатов выдается без контроля со стороны казахстанских органов власти. Учитывая, что органы соседних стран не являются резидентами Казахстана, у казахстанских контролирующих органов отсутствует возможность привлечь их к реальной ответственности, и будут вынуждены ограничится одноразовой мерой по отмене одного документа, но причина не будет устранена. И это тенденция будет только расти в свете необдуманных решений, принимаемых МТИ.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
РПП Нур-Султан
Предложение по решению проблемы:
#64 Сконцентрировать усилие на реализации З РК «О техническом регулировании» от 30 декабря 2020 года путем: - ускорения введения ПП РК, разграничивающего компетенцию органов госконтроля за соблюдением требований технических регламентов; - утверждения Проверочных листов в области технического регулирования, метрологии и аккредитации в области оценки соответствия; - инициирования перехода на электронную сертификацию исключительно в рамках ЕАЭС.
Пути решения:
1)прекратить навязывание разработки ненужного Закона РК «Об оценке соответствия» и принятие необоснованных подзаконных актов; 2)прекратить инициирование пересмотра вновь принятого Закона РК «О техническом регулировании» от 30 декабря 2020 года; 3)прекратить инициирование отмены Закона РК «Об аккредитации в области оценки соответствия»; 4) отменить приказы Председателя КТРМ МТИ РК № 326-ОД от 11.09.2020 года «О запуске выдачи документов об оценке соответствия в информационной системе «Единое окно» по экспортно-импортным операциям» и № 126-НҚ от 09.04.2021 года «О запуске в пилотном режиме сервиса электронной сертификации в области оценки соответствия»; 5)внести изменения в приказ и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 29 июня 2021 года «Об утверждении Правил оценки соответствия» в части исключения положений по переводу процессов оценки соответствия в информационную систему.
Дата включения в реестр:
2021-10-12 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2022-02-28 00:00:00
Ход исполнения:
16.03.2022; Недопущение разработки З РК «Об оценке соответствия». НПП РК «Атамекен» полностью солидарна с представителями бизнеса в вопросе отсутствия необходимости в разработке закона РК «Об оценке соответствия», поскольку данная инициатива направлена на монополизацию рынка сертификации путем наделения РГП «Казстандарт» функциями по сертификации. В течение 2021 года МТИ РК неоднократно предпринимало попытки по разработке нового закона РК «Об оценке соответствия». На основании неоднократных обращений НПП РК «Атамекен», 28 апреля, 15 и 24 сентября, 7, 20 и 29 октября 2021 года, на площадке Сената РК проведены круглые столы и совещания по вопросу разработки закона РК «Об оценке соответствия». Ключевым смыслом нового закона было продолжение прошлой инициативы МТИ по монополизации рынка оценки соответствия, которая продвигалась в конце 2020 года в ходе разработки Закона РК «О техническом регулировании», где МТИ предлагалось ввести институт нотификации органов по сертификации, который не был поддержан НПП РК «Атамекен», бизнес-сообществом, депутатами Мажилиса Парламента РК и Правительством РК. Монополизация рынка оценки соответствия привело бы к приостановлению деятельности около 1500 казахстанских субъектов аккредитации, которые порядка 20 лет находятся в конкурентной среде. Данная инициатива МТИ РК также привело бы к нерациональной и неэффективной трате бюджетных средств, поскольку государству нужно было бы возместить субъектам рынка ущерб, причиненный в результате введения госмонополии (пп.3) п.7 ст.193 ПК РК). Сумма такого ущерба безусловно составила бы сотни миллиардов тенге. 15 декабря 2021 года по данному вопросу на площадке КТРМ МТИ РК состоялось совещание, по итогам которого принято решение о нецелесообразности разработки нового закона РК «Об оценке соответствия» (протокол прилагается). Вместе с тем, НПП РК «Атамекен» не допущена необоснованное повышение стоимости услуг аккредитации органов по сертификации и лабораторий на 40%, т.е. с 25 МРП (72 925 тенге) до 35 МРП (102 095 тенге) за 1 день работы 1 эксперта органа по аккредитации, а также установление стоимости за работы по мониторингу надлежащей лабораторной практики в размере 80 МРП (233 360тг.) человеко-день. По информации МТИ увеличение стоимости услуг аккредитации было необходимо для достижения рекомендуемого КГИП МФ РК показателя рентабельности. При этом, из финансовой отчетности ТОО «Национальный центр аккредитации» за 2020 год следует (взятой из Реестра госимущества), что в 2020 году по сравнению с 2019 годом: - чистая прибыль увеличилась на 240% (от 43 млн 262 тыс. до 103 млн 642 тыс.); - общий доход от оказания услуг увеличился на 150% (от 1 млрд 72 млн. до 1 млрд. 517 млн.); - оплата труда увеличилась на 150% (от 429 млн 887 тыс. до 651 млн 101 тыс.). С учетом того, что МРП ежегодно растет, тарифы органа по аккредитации и так дорожают в среднем на 5%. Повышение стоимости аккредитации и установление завышенной стоимости за работы по мониторингу надлежащей лабораторной практики создало бы колоссальные издержки, как для органов по сертификации и лабораторий, так и для отечественных производителей, поскольку последние были бы вынуждены проходить сертификацию за пределами страны, что повлекло бы дополнительные финансовые и временные издержки, а также органы по сертификации и лабораторий сократили бы область аккредитации либо вовсе приостановили бы деятельность. В результате продолжительной работы, НПП РК «Атамекен» удалось не только не допустить увеличение стоимости услуг по аккредитации, но и снизить их стоимость с 72 925 тг. (25 МРП) до 51 619 тг. (человеко-день), мониторинга соответствия надлежащей лабораторной практики с 233 360тг. (80 МРП) до 179 089 тг. (человеко-часов в день) и установить их без привязки к МРП.Ответственный исполнитель:
Мукыжанов Галым Габдуллаевич
Эксперт 1 категории
ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
g.mukyzhanov@atameken.kz
Руководитель подразделения:
Шуйкебаева Жазира Саулебаевна
Директор
ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
zh.shuikebayeva@atameken.kz
Скачать