Реестр проблем
Отсутствие государственных гарантии и ответственности заказчиков за обеспечение минимальной обязательной доли ОТП
В целях поддержки отечественных товаропроизводителей, а также увеличения доли местного содержания МИИР РК и МСХ РК установлены целевые индикаторы по местному содержанию по государственным закупкам в разрезе регионов в рамках 8 отраслей "Экономики простых вещей" (мебельная, легкая, строительная, пищевая, химическая, целлюлозно-бумажная, фармацевтическая промышленности, машиностроение). Кроме того, в закупках недпропользователей с 2022 года в Кодекс «О недрах и недропользовании» внесены изменения в части заключения с недропользователями добровольных соглашений о стимулировании предпринимательства, что позволит увеличить долю местного содержания, а также и сохранить обязательства по достижению доли местного содержания недропользователями.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК
Предложение по решению проблемы:
# 254 Предусмотреть в НПА и Законах РК минимальную обязательную долю закупок ОТП (Пример: Постановление РФ "О минимальной доле закупок товаров Российского происхождения"
Пути решения:
1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы (МИИР); 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.
Дата включения в реестр:
2022-02-21 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2022-04-18 00:00:00
Ход исполнения:
09.10.2023; Согласно Правилам организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика) (Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 229) Заказчик на объектах, финансируемых за счет государственных инвестиций и средств квазигосударственного сектора, осуществляет контроль по применению строительных материалов, оборудований, изделий и конструкций казахстанского производства подрядчиком, включенных в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, сформированных в соответствии с Правилами ведения базы данных ТРУ. При этом, в задании на проектирование объектов, финансируемых за счет государственных инвестиций и средств квазигосударственного сектора, обязательным требованием является применение строительных материалов, оборудований, изделий и конструкций казахстанского производства, включенных в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, сформированных в соответствии с Правилами формирования и ведения базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 ноября 2015 года № 1107 "Об утверждении Правил формирования и ведения базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12767) (далее - Правила ведения базы данных ТРУ). Заказчик производит замену строительных материалов, оборудований, изделий и конструкций по согласованию с разработчиком проектно-сметной документации с импортного товаропроизводителя на отечественного товаропроизводителя при условии соответствия техническим характеристикам, без превышения стоимостных показателей в соответствии с проектно-сметной документацией и в соответствии с Правилами ведения базы данных ТРУ. Таким образом, отсутствие нормативно-правовых актов, четко регламентирующих ответственность Заказчика и Подрядной организации при недостижении установленного проектно-сметной документацией показателя доли местного содержания, по итогам реализации проекта значительно снижает данный показатель. В этой связи в рамках реализации поручения Главы государства о повышении доли казахстанского содержания в регулируемых закупках, озвученного в ходе выступления на совместном заседании палат 1 сентября 2023 года, НПП направлено письмо в адрес Аппарата Правительства за исх.№ 12820/16 от 22.09.2023 касательно следующих вопросов: 1) проработать вопрос внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в части мер административной ответственности к Заказчикам/Организаторам/Единому Организатору за факты закупа товаров, на которые установлены изъятия из национального режима в рамках работ и услуг, а также приобретаемых Заказчиками в рамках закупок работ и услуг товаров импортного производства, подлежащие изъятию из национального режима; 2) провести соответствующую разъяснительную работу с Заказчиками и подрядчиками по выбору необходимых кодов при проведении государственных закупок товаров, на которые установлены изъятия из национального режима; 3) внести изменения и дополнения в Типовой договор о государственных закупках работ, не связанных со строительством и работах в сфере строительства (строительно-монтажные работы) по которым имеется сметная, предпроектная, проектная (проектно-сметная) документация в части установления обязательства подрядчика/субподрядчика по приобретению товаров, на которые установлены изъятия из национального режима, у товаропроизводителей закупаемого товара, а также ответственности подрядчика за нарушение данной нормы. Кроме того, в рамках проекта Плана развития отраслей промышленности по развитию внутристрановой ценности и экспоориентированных производств на 2023-2026 годы исх. письмом №03-2-32/7491-И от 23.08.2023 года, в пределах своей компетенции Департамент направил позицию в ДОП за исх.№ СЗ-16/08091 ОТ 14.09.2023 сообщает следующее. Департаментом в рамках исполнения послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1 сентября 2023 года по достижению доли казахстанского содержания в 60% в регулируемых закупках в течение трех лет, предлагается следующее: 1. Утвердить целевые индикаторы (KPI) по внутристрановой ценности в разрезе каждого региона по отраслям ЭПВ (легкая, мебельная, пищевая, химическая промышленность, фармацевтическая, целлюлозно-бумажная отрасль, машиностроение, строительные материалы). 2. По гарантированным долгосрочным договорам (офтейк-контрактов) предлагается включить в проект Плана развития отраслей промышленности по развитию внутристрановой ценности и экспоориентированных производств на 2023-2026 годы. Справочно: с 1 января 2022 года вступила норма гарантированных долгосрочных договоров (офтейк-контрактов) в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» в целях поддержки отечественных товаропроизводителей. Так, в соответствии с Правилами осуществления государственных закупок (далее – Правила), конкурс с использованием двухэтапных процедур осуществляется по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному уполномоченным органом, в случаях, когда приобретаются товары с применением офтейк-контрактов, имеющих инвестиционную составляющую. При этом, конкурс с использованием двухэтапных процедур по приобретению товаров с применением офтейк-контрактов осуществляются по перечню товаров, утверждаемых уполномоченным органом в сфере развития местного содержания. Вместе с тем, информацией об утверждении перечня таких товаров НПП «Атамекен» не располагает. В связи с чем, предлагается разработать порядок заключения офтейк-контрактов в государственных закупках, а также до утверждения перечня товаров уполномоченным органом в сфере развития местного содержания согласовать с НПП «Атамекен». 3. Согласно резолюции первого заместителя Премьер-Министра РК Скляра Р.В. № 170-07/03-366 п.3 от 3 октября 2022 года, поручено создать общественные мониторинговые группы под председательством МИО с привлечением активных членов общества в каждом регионе для участия в конкурсных комиссиях в закупках недропользователей, государственных органов и предприятий квазигосударственного сектора с целью осуществления контроля корректности конкурсных процедур в рамках реализации Программы развития внутристрановой ценности. В этой связи, для качественной и корректной работы комиссии по контролю внутристрановой ценности, Департаментом предлагается: - пересмотреть и актуализировать, а также расширить полномочия действующего Регламента комиссий по контролю внутристрановой ценности с учетом текущих поручений и послания Главы государства; - местным исполнительным органам активизировать работу Комиссий (в том числе в части мониторинга Нацпроекта «Комфортная школа», объектов СМР, сбыта продукции отечественными товаропроизводителями, рассмотрения проблемных вопросов бизнеса), а также продолжить работу по мониторингу достижения KPI в 8 отраслях «Экономики простых вещей»; - актуализировать утвержденные приказом министра индустрии и инфраструктурного развития РК плановые целевые индикаторы по внутристрановой ценности по товарам «экономики простых вещей». Работа комиссий по контролю внутристрановой ценности в регулируемых закупках позволит повысить ответственность заказчиков за счет поддержки отечественных товаропроизводителей при реализации Нацпроекта «Комфортная школа» и реализации СМР, финансируемых из бюджетных средств. 4. Обязательное требование по предоставлению сертификатов происхождения товаров СТ-KZ по всем договорам. НПП «Атамекен» в целях увеличения внутристрановой ценности, оценки эффективности поддержки ОТП в закупках неоднократно поднимался вопрос обязательного предоставления сертификатов происхождения товара вне зависимости от суммы договора. С июня 2022 года приказом Министерство финансов РК исключено требование по предоставлению сертификатов происхождения товаров по договорам, стоимость которых составляет менее 1 000 МРП, что приводит к невозможности полного и достоверного мониторинга внутристрановой ценности в государственных закупках. Учитывая изложенное, предлагается вновь распространить обязательное требование по предоставлению сертификатов происхождения товаров по всем договорам (вне зависимости от суммы договора). 5. Приоритетный закуп продукции отечественного производства в рамках выполнения работ и услуг. В целях защиты внутреннего рынка, а также поддержки отечественных товаропроизводителей в государственных закупках и закупках квазигосударственных сектора Правительством Республики Казахстан установлены изъятия из национального режима на товары мебельной, легкой промышленности, машиностроения, вычислительные блоки, теплоизоляционного материала из вспененного синтетического каучука и камни строительной отрасли (ПП РК от 2 февраля 2022 года № 49 «О некоторых вопросах установления изъятия из национального режима», от 11 ноября 2022 года № 893 «Об установлении изъятия из национального режима, от 20 мая 2022 года № 322 «Об установлении изъятия из национального режима, от 24 августа 2022 года № 606 «Об установлении изъятия из национального режима), (далее - Постановление). При этом, закуп товаров на которые установлены изъятия осуществляется среди отечественных товаропроизводителей, состоящих в Реестре производителей товаров, работ, услуг на основании Индустриального сертификата. Кроме того, на портале государственных закупок установлен форматно-логический контроль, в рамках которого приобретение товаров, на которые установлены изъятия из национального режима осуществляется среди физических и юридических лиц, находящихся в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг. В частности, учитывая, что Постановление распространяется только на товары, большинство Заказчиков государственных закупок в обход данного требования, осуществляют закуп товаров и материалов, мебельной, строительной отрасли и легкой промышленности в рамках работ и услуг у потенциальных поставщиков - не производителей, не имеющих Индустриальный сертификат. Соответственно, Заказчики имеют возможность умышленного ухода от закупа отечественного товара, путем осуществления закупок работ или услуг. В этой связи, полагаем, что ограничение и установление запрета закупа товаров, подлежащих изъятию из национального режима в рамках работ и услуг на уровне форматно-логического контроля, позволит обеспечить прозрачность государственных закупок и конкурентный доступ к ним отечественного бизнеса. В целях снижения человеческого фактора и коррупционных рисков, необходимо установить форматно-логический контроль на портале по товарам изъятия в рамках работ и услуг. Министерству финансов РК необходимо провести соответствующую разъяснительную работу с Заказчиками по выбору необходимых кодов при проведении государственных закупок товаров, на которые установлены изъятия из национального режима. Немаловажным фактором поддержки отечественных товаропроизводителей, станет усиление ответственности генеральных подрядчиков при реализации строительно-монтажных работ, в проектно-сметной документации (далее – ПСД) которых заложена стоимость товаров, подлежащих изъятию из национального режима. Приобретение работ, имеющих ПСД, в составе которых имеются товары, закуп которых подлежит изъятию из национального режима, необходимо осуществлять отдельно от таких товаров. Таким образом, закуп работ будет осуществляться на общих основаниях, а закуп товаров, подлежащих изъятию из национального режима в порядке, определенном пунктом 12 Правил осуществления государственных закупок. Сложившаяся ситуация на данный момент является законной возможностью для Заказчиков закупать импортный товар, и тем самым подрывает защиту внутреннего рынка, поддержку отечественных товаропроизводителей и развитие внутристрановой ценности в государственных закупках, что в свою очередь является основной задачей установления изъятий из национального режима. В этой связи, установление запрета закупа товаров, подлежащих изъятию из национального режима в рамках работ и услуг, позволит обеспечить прозрачность государственных закупок и конкурентный доступ к ним отечественного бизнеса. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей и увеличения местного содержания в закупках недропользователей в Кодекс «О недрах и недропользовании» внесена норма в части заключения с недропользователями добровольных соглашений о стимулировании предпринимательства, заключаемые уполномоченными органами в области углеводородов, добычи урана и твердых полезных ископаемых с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и недропользователями на добровольной основе и направленные на поддержку местных производителей. В связи с чем, принят совместный приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 27 мая 2022 года № 291 и Министра энергетики Республики Казахстан от 30 мая 2022 года № 192 «Об утверждении порядка заключения, внесения изменений и расторжения Соглашения о стимулировании предпринимательства Республики Казахстан, а также мониторинга исполнения и типовой формы». Приказ направлен в палаты предпринимателей областей и городов республиканского значения для сведения и учета в работе. Справочно: Утвержден совместный приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 27 мая 2022 года № 291 и Министра энергетики Республики Казахстан от 30 мая 2022 года № 192 Об утверждении Правил заключения, внесения изменений, дополнений и расторжения соглашения о стимулировании предпринимательства, а также мониторинга их исполнения, типовой формы соглашения о стимулировании предпринимательства. В соответствии с условиями настоящего Соглашения, предусмотрено исполнение достижения показателей внутристрановой ценности по контракту (-ам) (лицензии (-ям) на недропользование.23.09.2024; На текущий день необходимость оказания государственных мер поддержки отечественным производителям в рамках закупок закреплены: 1) Пунктом 6 Общенационального плана по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» установлено обеспечение доли казахстанского содержания в закупках в течение 3-х лет до не менее 60%; 2) Поручением Премьер-Министра Республики Казахстан Бектенова О.А. от 13 февраля 2024 года № 01-08/07-1353 по реализации поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства 7 февраля 2024 года в части значительного повышения доля участия отечественных поставщиков в государственных закупках и закупках квазигосударственного сектора (п. 2.1. Протокола), и приоритетного приобретения и применения казахстанских товаров, работ и услуг в проектах, финансируемых с участием государственных средств (п. 2.3. Протокола); 3) Протокольным поручением (пункт 3 Протокола презентации проектов от 12.02.2024 г.) Премьер-Министра Республики Казахстан Бектенова О.А. по обеспечению закупа товаров, работ и услуг у отечественных производителей с использованием реестра отечественных производителей.
Ответственный исполнитель:
Шакирова Бекзат Оспановна
Управляющий директор - директор Департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
b.shakirova@atameken.kz
Руководитель подразделения:
Шакирова Бекзат Оспановна
Управляющий директор - директор Департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
b.shakirova@atameken.kz