Реестр проблем
Отсутствие на уровне Заказчика и Подрядной организации ответственности при замене материалов/оборудований отечественного производства, предусмотренных проектно-сметной документации.
Согласно Правилам организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика) (Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 229) Заказчик на объектах, финансируемых за счет государственных инвестиций и средств квазигосударственного сектора, осуществляет контроль по применению строительных материалов, оборудований, изделий и конструкций казахстанского производства подрядчиком, включенных в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, сформированных в соответствии с Правилами ведения базы данных ТРУ. Согласно Регламенту работы Комиссии по контролю местного содержания, Комиссия осуществляет согласование проекта изменений, вносимых в проектно-сметную документацию на предмет осуществления контроля за местным содержанием (недопущение необоснованной замены отечественных материалов и оборудования на импортные). В ходе выездных заседаний Комиссии на объекты СМР и ДКЗ зачастую выявляются факты необоснованной замены отечественных материалов на иностранные без соответствующего согласования Комиссии. Кроме того, Заказчиками и Подрядной организацией озвучивается позиция, в приоритете которой не поддержка отечественных товаропроизводителей, а экономия средств и выбор в пользу иностранной продукции с более низкой ценой. Таким образом, отсутствие нормативно-правовых актов, четко регламентирующих ответственность Заказчика и Подрядной организации при недостижении установленного проектно-сметной документацией показателя доли местного содержания, по итогам реализации проекта значительно снижает данный показатель.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК
Предложение по решению проблемы:
# 254 установить на уровне законодательства ответственность за недостижение Заказчиком и Подрядной организации показателя доли местного содержания, определенного проектно-сметной документацией.
Пути решения:
1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы (МФ); 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.
Дата включения в реестр:
2022-02-21 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2022-04-18 00:00:00
Ход исполнения:
02.10.2023; СЗ-16/07366 от 22 августа 2023 года в ДОП для свода. На Поручение Руководителя аппарата президента РК О. Бектенова "О некоторых вопросах поддержки отечественных предприятий в регулируемых закупках" (Р. Баталову ) №23-4027 от 15.08.2023 года, Департамент регулируемых закупок касательно вопроса поддержки отечественных предприятий в регулируемых закупках сообщает следующее. Касательно приоритетного закупа продукции отечественного производства в рамках выполнения работ и услуг. В целях защиты внутреннего рынка, а также поддержки отечественных товаропроизводителей в государственных закупках и закупках квазигосударственного сектора Правительством Республики Казахстан установлены изъятия из национального режима на товары мебельной, легкой промышленности, машиностроения, вычислительные блоки, теплоизоляционного материала из вспененного синтетического каучука и камни строительной отрасли (ПП РК от 2 февраля 2022 года № 49 «О некоторых вопросах установления изъятия из национального режима», от 11 ноября 2022 года № 893 «Об установлении изъятия из национального режима, от 20 мая 2022 года № 322 «Об установлении изъятия из национального режима, от 24 августа 2022 года № 606 «Об установлении изъятия из национального режима), (далее - Постановление). При этом, закуп товаров, на которые установлены изъятия осуществляется среди отечественных товаропроизводителей, состоящих в Реестре производителей товаров, работ, услуг на основании Индустриального сертификата. Кроме того, на портале государственных закупок установлен форматно-логический контроль, в рамках которого приобретение товаров, на которые установлены изъятия из национального режима осуществляется среди физических и юридических лиц, находящихся в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг. В частности, учитывая, что Постановление распространяется только на товары, большинство Заказчиков государственных закупок в обход данного требования, осуществляют закуп товаров и материалов, мебельной, строительной отрасли и легкой промышленности в рамках работ и услуг у потенциальных поставщиков - не производителей, не имеющих Индустриальный сертификат. Соответственно, Заказчики имеют возможность умышленного ухода от закупа отечественного товара, путем осуществления закупок работ или услуг. В этой связи, полагаем, что ограничение и установление запрета закупа товаров, подлежащих изъятию из национального режима в рамках работ и услуг на уровне форматно-логического контроля, позволит обеспечить прозрачность государственных закупок и конкурентный доступ к ним отечественного бизнеса. В целях снижения человеческого фактора и коррупционных рисков, необходимо установить форматно-логический контроль на портале по товарам изъятия в рамках работ и услуг. Министерству финансов РК необходимо провести соответствующую разъяснительную работу с Заказчиками по выбору необходимых кодов при проведении государственных закупок товаров, на которые установлены изъятия из национального режима. Немаловажным фактором поддержки отечественных товаропроизводителей, станет усиление ответственности генеральных подрядчиков при реализации строительно-монтажных работ, в проектно-сметной документации (далее – ПСД) которых заложена стоимость товаров, подлежащих изъятию из национального режима. Приобретение работ, имеющих ПСД, в составе которых имеются товары, закуп которых подлежит изъятию из национального режима, необходимо осуществлять отдельно от таких товаров. Таким образом, закуп работ будет осуществляться на общих основаниях, а закуп товаров, подлежащих изъятию из национального режима в порядке, определенном пунктом 12 Правил осуществления государственных закупок. Сложившаяся ситуация на данный момент является законной возможностью для Заказчиков закупать импортный товар, и тем самым подрывает защиту внутреннего рынка, поддержку отечественных товаропроизводителей и развитие внутристрановой ценности в государственных закупках, что в свою очередь является основной задачей установления изъятий из национального режима. В этой связи, установление запрета закупа товаров, подлежащих изъятию из национального режима в рамках работ и услуг, позволит обеспечить прозрачность государственных закупок и конкурентный доступ к ним отечественного бизнеса.Ответственный исполнитель:
Шакирова Бекзат Оспановна
Управляющий директор - директор Департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
b.shakirova@atameken.kz
Руководитель подразделения:
Шакирова Бекзат Оспановна
Управляющий директор - директор Департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
b.shakirova@atameken.kz