Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Несовершенство нормативно-правового акта создало предпосылки для спекуляции

07 Сентября 2022
- Западно-Казахстанская область
2489 просмотров

Проблема дефицита дизельного топлива и причины тому вновь стали предметом обсуждения на площадке Палаты предпринимателей ЗКО.

К председателю Комитета по энергетике, транспорту и ЖКХ, функционирующего при Региональном Совете Палаты предпринимателей ЗКО, Турарбеку Тлемисову обратилась группа предприятий, оказывающих услуги в сфере грузоперевозок, пассажирских перевозок, строительные организации с просьбой организовать для них встречу с руководителями МИО, ряда государственных органов с целью обсуждения сложившейся ситуации и поиске путей ее разрешения. РПП выполнила просьбу бизнес-сообщества: на встречу с предпринимателями пришел заместитель акима области Темирхан Мендыгалиев, руководители уполномоченных госорганов, в т.ч. правоохранительной системы.

Напомним, что в прошлом году в ПП ЗКО прошло аналогичное мероприятие по проблеме дефицита дизельного топлива, в ходе которого участники встречи обсудили вопрос ценообразования на нефтепродукт. Местные исполнительные органы инициировали обсуждение вопроса на уровне Правительства, в результате чего цена на дизтопливо для реализации в ЗКО была снижена до 220 тенге за литр. Сегодня стоимость дизтоплива составляет 260 тенге, но особую озабоченность бизнеса вызывает то, что порой дизтопливо приходится приобретать по завышенной цене.

Темирхан Мендыгалиев разъяснил, что все услуги, оказываемые субъектами бизнеса сверх нормативно допускаемой цены, следует расценивать как спекулятивную надбавку, и о таких фактах необходимо информировать в областной департамент Агентства по защите и развитию конкуренции.

Впрочем, департамент ЗиРК уже начал проверку деятельности двух компаний, в отношении которых поступила жалоба соответствующего содержания. В ходе проверки было выявлено, что помимо реализации дизельного топлива по завышенной цене эти компании выставляли закупщикам счета на возмещение транспортных расходов, что также является нарушением. Предпринимателям направлено уведомление об устранении нарушений в месячный срок.

Представитель департамента экономических расследований разъяснил предпринимателям, что вопрос ценообразования находится на постоянном контроле ДЭР, и за необоснованное повышение цен предусмотрена уголовная ответственность.

Бизнесменам напомнили, что в период действия моратория органы, наделенные полномочиями осуществления контроля, не вправе по собственной инициативе проводить проверки субъектов предпринимательства, а потому о фактах реализации товара по сверх цене необходимо информировать в письменных заявлениях.

Предложение писать жалобы на реализаторов нефтепродуктов, пусть даже спекулирующих на ситуации с дефицитом, предприниматели восприняли двусмысленно. Так, директор ИП «БекТранс» Серик Сытдыков считает, что причины спекуляции на стоимости дизтоплива следует объяснять не только человеческим фактором — недобросовестностью, но прежде всего, несовершенством ведомственных приказов, подзаконных актов. Предприниматель обратился к приказу Министра энергетики, которым установлен лимит на реализацию дизтоплива: 100 литров для населения, 300 литров — на грузовой транспорт.

— «Этого объема зачастую недостаточно для транспортных компаний и пассажироперевозчиков. В Актобе произошел случай, когда дальнобойщик подрался с кассиром автозаправочной станции из-за того, что последний отказывался заправить большегруз. А водителю нужно в срок доехать до места назначения, у него обязательства перед заказчиком», — пытался донести до представителей власти неблагоприятные последствия несовершенства Приказа МЭ Серик Сытдыков, подчеркнув, что тем самым создаются предпосылки для спекуляции и спроса на услуги спекулянтов.

Также участники встречи подняли вопрос относительно установленной Министром энергетики предельной стоимости на дизельное топливо (в 450 тенге за литр).

— «Если АЗС будут продавать топливо по цене выше 260 тенге за литр, но при этом не превышающей 450 тенге, то будет ли это являться нарушением?», — задалась вопросом представитель ТОО «Конденсат АЗС» Ирина Полынянкина.

Предприниматели считают, что государство должно создать условия для рыночных отношений, которые устроят как дорожников, грузоперевозчиков, так и реализаторов нефтепродукта. Установление же лимита на реализацию дизтоплива и введение других ограничений только будет «на руку» недобросовестным предпринимателям. Участники встречи от бизнес-сообщества считают, что должен быть масштабный подход, а не на уровне регионов.

Заместитель акима области согласился с тем, что приказ Министра энергетики шероховат, но для того, что местные исполнительные органы смогли инициировать перед Правительством вопрос о внесении в него поправок, должно быть основание. А именно — заявления от субъектов бизнеса, которые на себе ощутили неблагоприятные последствия от действия приказа.

Темирхан Мендыгалиев отметил, что данное официальное распоряжение не согласовывалось ни с МИО, ни с НПП «Атамекен». Представитель исполнительной власти поблагодарил Палату предпринимателей ЗКО за организацию встречи, подчеркнув, что РПП всегда оперативно реагирует на обращения бизнеса.

Заместитель руководителя области пообещал, что претензии участников встречи, их пожелания будут доведены до сведения Правительства.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры