Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

А есть ли задолженность?

17 Октября 2022
- Западно-Казахстанская область
3513 просмотров

Предприниматели Западно-Казахстанской области, осуществляющие международные грузоперевозки, стали получать уведомления из областного департамента государственных доходов, в которых субъектов бизнеса извещают о том, что они, якобы, занизили сведения в налоговой отчетности формы «100» за 4-й квартал 2019 года. Будучи не согласными с претензиями фискального органа и не получив от него разъяснения «математической формулы» исчисления налогов по данной форме отчетности, они попросили разобраться в ситуации региональную палату предпринимателей.

Рассмотрение вопроса инициировал директор ТОО «KREISS ASIA» Нурбулат Джумагалиев. Предприниматель возглавляет филиал Ассоциации грузоперевозчиков, именно поэтому взял на себя полномочия инициировать перед РПП обсуждение данной проблемы с привлечением представителей уполномоченных органов. Палата предпринимателей ЗКО организовала заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, функционирующего при РПП, пригласив на мероприятие представителей областной Инспекции транспортного контроля и департамента государственных доходов. В заседании Совета также приняли участие субъекты предпринимательства, осуществляющие грузоперевозки.

Доводя до сведения членов Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции суть проблемы, Нурбулат Джумагалиев рассказал, что ориентировочно с конца сентября этого года компании, осуществляющие деятельность в сфере международных перевозок, стали получать уведомления из органов госдоходов с претензией о, якобы, занижении предпринимателями сведений в налоговой отчетности, охваченного периодом 4-й квартал 2019 года. Такой документ получило и ТОО «KREISS ASIA», хотя согласно выпискам с лицевых счетов и таможенных деклараций, полученных и вышедших в 4-м квартале 2019 года, сумма налогов предприятия составляла более 37,7 тысяч тенге. При посещении Нурбулатом Джумагалиевым городского управления государственных доходов с целью получить разъяснение относительно претензии к нему на предмет занижения сведений в отчете трехлетней давности, он смог выяснить лишь то, что при исчислении суммы задолженности в основу были взяты тарифы за 2022 год.

— «Инспектора органов государственных доходов посчитали так: количество ИБР, использованных моим предприятием (иностранный бланк разрешения, в простонародье «дозвол»), умножили на сумму фрахта (где-то она составляла 12 тысяч долларов, а где-то — 6 тысяч долларов), тем самым определив, достаточно, крупную сумму задолженности. Непонятная математика, расчеты «с потолка»», — возмутился Нурбулат Джумагалиев, и по его словам уведомления о занижении сведений в отчете формы «300» за 4-й квартал 2019 года получило еще несколько компаний-международных грузоперевозчиков ЗКО.

 

У предпринимателей возникли подозрения, что рост тарифов на фрахт (оплата за перевозку груза по заключенным контрактам или международным переговорам) вызван военным конфликтом между Россией и Украиной.

При обсуждении ситуации, возникшей вследствие претензии органов государственных доходов к международным грузоперевозчикам, выявилась и другая проблема — это дефицит иностранных бланков разрешения. Как отметили участники заседания, Польша сократила выдачу ИБР с 10 тысяч бланков до 2 тысяч, ввиду чего получение этого документа стало крайне затруднительным. Аналогичное положение возникло и во взаимоотношениях с Литвой: каждая страна сама решает, сколько иностранных бланков разрешения она выдаст. Проблему усугубляет еще и то, что в ЗКО регистрируются компании-грузоперевозчики с южных регионов республики, и если местные предприниматели могут между собой договориться и отказаться от ИБР в пользу тех, у кого срочная загрузка товаром и предстоит рейс в дальнее зарубежье, то с южанами договориться невозможно.

— «Бланки распределяет компьютерная программа Министерства транспортного контроля, и как только на сайте ведомства появляется информация о том, что в определенный промежуток времени будет осуществлять выдача ИБР, международные грузоперевозчики должны не пропустить это время и успеть скачать бланки. И успеть это нужно сделать в доли секунд», — разъяснил процедуру директор ТОО «KREISS ASIA».

Члены Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции региональной палаты предпринимателей выслушали и представителей государственных органов. Так, руководитель отдела областной Инспекции транспортного контроля Серик Убишев, пояснил, что в июле этого года была создана мониторинговая комиссия из работников Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана и Комитета государственных доходов, нацеленная на выявление грузоперевозчиков, занимающихся незаконной перепродажей иностранных бланков разрешения. По результатам мониторинга выяснили, какие компании получили ИБР, в какой период и в каком количестве. Министерство транспорта и коммуникаций пыталось определить сумму фрахта, однако государства, куда был направлен соответствующий запрос, отказали в предоставлении ответа, сославшись на коммерческую тайну. Тогда ведомство приняло во внимание сумму фрахта, которую определил Комитет государственных доходов, но она не точная, а предположительная.

Ситуацию с направлением предпринимателям уведомления о занижении ими сведений налоговой отчетности прокомментировал заместитель руководитель департамента государственных доходов Бауыржан Кайдаров. Он сообщил, что содержание уведомления сформировано вышестоящим Комитетом, а рассылка уведомлений производится автоматически на основании данных, сформированных мониторинговой комиссией.

— «Если предприниматель согласен с суммой доначисленных налогов, указанной в уведомлении, он должен представить в территориальный орган государственных доходов декларацию. В случае несогласия — пояснение, а при необходимости — и перечень документов. В частности, поскольку ТОО «KREISS ASIA» было представлено пояснение относительно осуществления международных грузоперевозок нами было принято решение считать уведомление исполненным», — пояснил Бауыржан Кайдаров.

 

Однако, в ходе обсуждения вопроса выяснилось, что некоторые предприятия незамедлительно направили пояснение на уведомление ДГД, однако о принятом решении по их уведомлению органы госдоходов так и не известили.

— «В ноябре будет месяц, как дала пояснение на уведомление, однако ответа на наше пояснение пока так и не получили», — сообщила бухгалтер ТОО «Белэкс Уральск KZ».

Представитель другой компании-грузоперевозчика обратил внимание на то, что в налоговом кабинете не отражается исполнено ли уведомление. Также не отражается принято ли пояснение предпринимателя налоговым органом. А между тем, к завершению срока, предусмотренного для дачи ответа грузоперевозчиком на уведомление, счета компании блокируются.

— «У нас было такое, что мы ответили на уведомление, но как оказалось, управление госдоходов его не приняло и в результате, когда истек срок для исполнения уведомления, наши счета заблокировали», — посетовал еще один предприниматель.

Международные грузоперевозчики подчеркнули, что необоснованное доначисление налогов за использование иностранных бланков разрешения создает для них возможность возникновения таких ситуаций, когда у компании арестуют счета, что, несомненно, повлечет срыв фрахтов, выплаты заработной платы, риски неисполнения иных финансовых обязательств. Предприниматели данной сферы считают, что ИБР не является первичным бухгалтерским документом, а потому сведения по количеству использованных грузоперевозчиками бланков не должны включаться в налоговую отчетность.

Члены Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции поддержали субъектов бизнеса, высказав мнение, что ИБР не должен учитываться органами госдоходов как показатель доходности предприятия, и что втягивание предпринимателей в процесс оправдывания — неправильный подход государственных органов.

Совет рекомендовал региональной палате предпринимателей инициировать рассмотрение проблемы грузоперевозчиков перед центральным аппаратом.

Первый заместитель прокурора области Александр Цуранков, как член Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, пообещал донести предмет обсуждения настоящего заседания до Генеральной прокуратуры РК с тем, чтобы высший надзорный орган порекомендовал Министерству транспорта и коммуникаций Казахстана и Комитету государственных доходов изменить алгоритмы работы серверов с учетом интересов бизнес-сообщества международных грузоперевозчиков.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры