astana-view

Реестр проблем

№1189

В связи с появлением в Казахстане института частных перевозчиков, не соблюдены государственные интересы в сфере железнодорожных перевозок

В настоящее время в отрасли железнодорожного транспорта Казахстана сложилась непростая ситуация. Во-первых. Национальная компания перегружена исполнением социальных обязательств, требующих отвлечение значительных финансовых ресурсов, в том числе и на содержание магистральных железнодорожных сетей (МЖС). Следует отметить, что МЖС, тарифы на услуги которой устанавливает государство, генерирует убытки. Частные перевозчики считают, что финансирование МЖС должно осуществлять государство, по аналогии с автомобильными дорогами. По экспертным данным, содержание МЖС и ее модернизация потребует от бюджета ежегодно от 200 и более млрд. тенге. И это предстоящая реальность которую уполномоченные государственные органы почему то упорно замалчивают. Во-вторых, госорганом приняты НПА с широкой трактовкой прав частного перевозчика, что и делается в ущерб интересам экономики и национального перевозчика (Увеличивают количество маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками; предоставляют возможность осуществлять перевозки в экспортном направлении; по письменному обращению МИИР РК в Комитет ОСЖД сведения о перевозчиках (ТОО «DAR RAIL», ТОО «ТТТ Сервис») включены в раздел 3 Приложения 5 к СМГС и в Информационное руководство на Веб-сайте ОСЖД). Затягивания со стороны государства решения проблем национальной компании привело к тому, что крупные грузовладельцы обосновано ставят вопрос о необходимости надежного транспортно-логистического обслуживания. Из-за отсутствия согласованной отраслевой стратегии, имеют место перекосы в Государственных программах развития. В начале продекларировано, как цель, закрепление грузовых перевозок за Национальным перевозчиком, в то же время в Концепции защиты и развития конкуренции до 2026 года предусматривается увеличение доли частных перевозчиков до 31,8 % к 2025 году. В этих условиях, видимо, не правильно дробить рынок, по существу давать возможность кому то заработать в ущерб общим интересам. При увеличении доли частных перевозчиков необходимо учесть, что львиная доля доходов от перевозок будет идти в частные компании, соответственно необходимо предусмотреть выделения отдельной статьи расходов из государственного бюджета для содержания и развития железнодорожной инфраструктуры.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Предложение по решению проблемы:

# 254 1) Оказание системной государственной поддержки АО «НК «КТЖ». В том числе, изучение и принятия решения по источникам финансирования Национального оператора МЖС. 2) Расшивка узких мест транспортных узлов, включающих инфраструктуру промышленных предприятий и станций примыкания КТЖ. 3) Дальнейшее совершенствование тарифной политики. 4) Проведение Анализа регуляторного воздействия существенного дробления рынка перевозок, обозначение государственных приоритетов и ориентиров для развития бизнеса в сфере транспорта и логистики. 5) Разработка и принятие программного документа в области развития системы безопасности на железнодорожном транспорте и механизма взаимодействия с учетом института частных перевозчиков и частных операторов локомотивной тяги. 6) Создание при МИИР РК Информационно-аналитического центра, решение вопроса его бюджетного финансирования, начало подготовки ежегодных аналитических отчетов о состоянии рынка железнодорожных перевозок.

Пути решения:

1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы (МИИР РК, АЗРК РК, МНЭ РК); 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2022-02-22 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2022-04-25 00:00:00

Ход исполнения:
Ответственный исполнитель:

Амрин Мурат Амангельдиевич

Управляющий директор - директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Руководитель подразделения:

Амрин Мурат Амангельдиевич

Управляющий директор - директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Дочерние организации

Партнеры