astana-view

Реестр проблем

№1221

Доступность финансовых инструментов

Доступность финансовых инструментов по-прежнему остается только на бумаге. Сейчас: все лизинговые схемы и получение кредитов через банки второго уровня требуют обязательных залоговых обязательств. Причем, само закупаемое оборудование, объектом залога выступать не может. Для небольших предприятий предоставление залогов на требуемые суммы часто невыполнимы, а сроки рассмотрения гарантийных обязательств, задекларированные фондом Даму, не выполняются. Бизнес с надеждой ждал обещанных льготных инструментов лизинговой поддержки от Фонда поддержки предпринимательства, но вышедшая в итоге схема мало отличается от ранее действующих по другим Программам. Запущенная как инструмент поддержки экспортеров программа возмещения затрат через Qaz Trade остановилась еще в пандемию. Подача заявок представляет из себя «квест», на прохождение которого нужно на длительное время вырвать из рабочего процесса большое количество людей. Сроки рассмотрения затягиваются. Факт получения возмещения весьма туманен. И это при том, что экспортные сделки уже проведены! налоги в бюджет от них уже поступили и все необходимые закрывающие документы поданы во все инстанции.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

КАРАГАНДА РПП

Предложение по решению проблемы:

-Рассмотреть возможность использования приобретаемого оборудования в качестве залогового имущества; - Максимально облегчить способы подачи и сроки рассмотрения документов на возмещение затрат.

Пути решения:

Оптимизировать условия мер государственной поддержки.

Дата включения в реестр:

2022-05-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2022-05-31 00:00:00

Ход исполнения:
02.10.2023; В настоящее время, с учетом предложений бизнеса выработаны изменения в План действий Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года. Данные изменения предусматривают приоритетное развитие сильного и конкурентноспособного бизнеса, демонстрирующего потенциал к росту, для этого подходы развития МСП выстроены для решения системных проблем, сдерживающих развитие предпринимательства. Для качественного развития предпринимательства в рамках указанного проекта Концепции предлагается оказывать приоритетную поддержку конкурентоспособным малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше. Для начинающих компаний предлагается предоставлять нефинансовые стимулы и доступное финансирование на развитие бизнеса в виде грантов и микрокредитов для создания бизнеса. Широкий пул инструментов предлагается предоставлять МСП с положительной динамикой роста. Это: доступ к инфраструктуре, обучение, консультационные услуги по повышению эффективности производства, гранты для развития действующего бизнеса и льготные кредиты. Для устойчиво растущего среднего бизнеса предлагается предоставлять максимальный портфель инструментов, в который будут включены такие инструменты, как льготное кредитование, возмещение затрат, доступ к инфраструктуре, налоговые и фискальные стимулы, а также поддержка на внешних рынках. В целом, для развития конкурентоспособного МСП предлагаются комплексные подходы, состоящие из трех направлений: институциональные меры, инфраструктурные и прямые стимулы. В основу предлагаемого видения развития предпринимательства заложена новая модель экономического роста, базирующаяся на развитии МСП, имеющих потенциал к росту. Механизмы реализации предлагаемых реформ будут осуществлены посредством стимулирования экспортоориентированного производства за счет повышения производительности и сложности, развития человеческого капитала и привлечения частных средств в условиях роста конкуренции, лидирующей роли частного сектора. Для этого основной вектор мер государственного регулирования и стимулирования предпринимательства будет направлен на обеспечение непрерывного развития бизнеса на всех стадиях его развития, что в последующем позволит обеспечить переход значительной части малого бизнеса в категорию среднего и среднего в крупный. Основной фокус развития будет направлен: - на качественное развитие конкурентных малых предприятий с потенциалом роста в средний бизнес; - на развитие устойчивого и развивающегося среднего бизнеса, показывающего стабильный рост; - на антикризисную поддержку средних предприятий, имеющих потенциал для развития, но оказавшихся в трудной ситуации, на которую они не могли повлиять. Будет предложен широкий спектр поддержки как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки: от содействия в разработке технической документации до отдельных условий льготного финансирования, субсидирования процентной ставки, частичного гарантирования, лизинга, использования инструментов долевого финансирования и рынка капитала (субсидирование ставки купонного вознаграждения по облигациям), а также иных механизмов поддержки. Таким образом, В реализацию вышеуказанных подходов разработан проект постановления Правительства РК «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2022 года № 250 «Об утверждении Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года» (далее – проект Концепции), предусматривающий дополнительные меры поддержки МСП. На сегодняшний день, проект Концепции проходит процедуру согласования в государственных органах, в том числе в АСПиР. Таким образом, после прохождения процедур в установленном законодательством порядке, планируется внести изменения в Концепцию. При инструменте финансирования – кредит, в обязательном порядке требуется обеспечение в виде залогового имущества, в том числе принимается приобретаемое оборудование. В каждом финансовом БВУ имеется собственная залоговая политика с коэффициентом ликвидности, в частности для оборудования на уровне 0,4 от рыночной/покупной цены. При инструменте финансирования – лизинг, от заявителя не требуется залоговое обеспечение, приобретаемый предмет лизинга будет в собственности БВУ и будет передан в пользование согласно сроку финансирования. После оплаты всей стоимости и начисленного вознаграждения право собственности на предмет лизинга перейдет лизингополучателю. При рассмотрении проектов, в которых финансируется приобретение оборудования, в независимости от вида инструмента (кредит, лизинг), в залог должно приниматься здание/помещение с земельным участком, где будет смонтировано приобретаемое оборудование.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Байтеленов Рустен Сабитович

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА

Руководитель подразделения:

Байтеленов Рустен Сабитович

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА

Дочерние организации

Партнеры