Реестр проблем
обращение ТОО «АЗИЯ Incorporated».
В Палату предпринимателей Атырауской области поступило обращение от ТОО «АЗИЯ Incorporated». Из обращения следует, что Приказом ТОО «Национальный центр аккредитации» (нынешний РГП), Товарищество аккредитовано на соответствие требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в качестве испытательной мобильной лабораторий (далее – ИМЛ). ИМЛ предназначена для контроля качества атмосферного воздуха, воды и почвы в санитарно-защитной зоне и вне ее и представляет собой автоматическую передвижную станцию контроля загрязнения атмосферного воздуха, с экологическими приборами и оборудованием, системой автоматизированного сбора и обработки информации, средствами связи для передачи полученной информации. В связи с аккредитации между Товариществом и РГП «НЦА» заключен договор № 04-04/289 И-пост от 20.12.2017 г. (далее – Договор). Товарищество 22.02.2022 г. в 14:14 часов получило уведомление от РГП «НЦА» о проведении внеплановой оценки ИМЛ 23.02.2022 г. на основании сведения Департамента экологии Атырауской области. В ответ было сообщено, что сотрудники товарищества находились в командировке в Мангистауской области и вернуться на следующий день физически не представляется возможным, а другие сотрудники находятся на больничном. В связи с этим внеплановую оценку предложили отложить на следующий день на 24.02.2022. Впоследствии, на основании уведомления о расторжении, прекращении договора от 01.04.2022 и возврате аккредитации, РГП "НЦА" расторгло договор с 02.05.2022. Согласно уведомлению о ростаржении, прекращении договора, по итогам внеплановой оценки выявлены следующие несоответствия – отсутствие персонала, ответственного за обеспечение внеплановой оценки. Однако предварительно информированный Орган по аккредитации, зная о нахождении работников товарищества в командировке, 23.02.2022 г. произвел внеплановую оценку и составил отчет, при этом не позволил устранить выявленные несоответствия – обеспечить присутствие работников ТОО. Согласно п.п. 4) п. 2 ст. 20 ЗРК «Об аккредитации в области оценки соответствия» (далее – Закон), существенными условиями постаккредитационного договора являются порядок и сроки проведения плановых и внеплановых оценок, переоформления аттестата аккредитации, актуализации материалов аккредитации. В соответствии с п. 13 Договора, инспекционные проверки проводятся в порядке и сроки, предусмотренные Законом, на основании дополнительного соглашения или отдельного договора заключаемого между Сторонами, в которой определяется точная дата проведения инспекционной проверки. Однако РГП " НАО " проводило проверки без заключения дополнительного соглашения, тем самым грубо нарушив условия закона и договора. Вместе с тем, Комитет технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК в своем ответе ссылается на пункт 2.24 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия». Согласно п. 2.24 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018, «техника оценки (assessment technique): Метод, используемый органом по аккредитации (3.2) для выполнения оценки (3.22). Примечание - Техники оценки включают в себя, не ограничиваясь этим, следующее: посещения без предупреждения». На сегодняшний день, по результатам внеплановых оценок приказом РГП «НЦА» о прекращении действия аттестатов аккредитации № 576-ОД от 13.05.2022г. прекращено действие аттестата аккредитации № KZ.T.06.1986 от 22.12.2017 г. Законом РК «Об аккредитации в области оценки соответствия», плановая и внеплановая оценки осуществляются на основании постаккредитационного договора (ст. 25). Однако, как видно из практики, аккредитационный орган не всегда соблюдает требования закона и договора, в частности заключение дополнительного соглашения. Орган по аккредитации, осуществляя свою деятельность, наделен публичными полномочиями принимать решения и совершать действия, затрагивающие права и законные интересы хозяйствующих субъектов и которые могут непосредственно повлиять на работу предприятия или индивидуального предпринимателя. Полагаем, что в таких случаях споры, возникающие между аккредитационным органом и субъектом аккредитации, по принятию аттестата аккредитации и приказа о прекращении действия аттестатов аккредитации и т.д., возникают из публично-правовых отношений.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
АТЫРАУСКАЯ РПП
Предложение по решению проблемы:
Порядок проведения таких проверок, как инспекционные проверки, плановая и внеплановая оценка, должен быть регламентирован Предпринимательским кодексом РК.
Пути решения:
Внести соответствующие изменения в Закон РК" Об аккредитации в области оценки соответствия", в частности, в статью 25 о том, что инспекционные проверки, плановая и внеплановая оценка осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом РК.
Дата включения в реестр:
2022-07-05 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2022-12-31 00:00:00
Ход исполнения:
Ответственный исполнитель:
Жапаркулов Руфат Жалынулы
Эксперт 1 категории
ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Руководитель подразделения:
Жалманбетов Ерик Бейсенгалиевич
И.о.
ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ye.zhalmanbetov@atameken.kz