Реестр проблем
Относительно убыточности тарифов порта на услуги по погрузочно-разгрузочным работам
АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» (далее – Общество, порт)обратилось относительно убыточности тарифов порта на услуги по погрузочно-разгрузочным работам (далее – ПРР, перевалка). Из содержания обращения следует, что Акционерное общество является единственным морским портом международного значения в Республике Казахстан, который функционирует с 1963 года. Сегодня в Обществе работают более 720 человек. Настоящий момент самым наболевшим вопросом порта является убыточность тарифов на услуги ПРР. Тарифы на услуги ПРР до 2014 года не менялись. С 2008 года тарифы на услуги стали убыточными, начиная с этого года общество неоднократно обращалось в уполномоченный орган (далее – КРЕМ) с заявкой на увеличение стоимости услуг. Однако, КРЕМ, учитывая, что в целом тарифная ставка прибыльная (ПРР+ услуги судозахода) соответственно прибыль от судозахода покрывала убытки ПРР) на сложившуюся ситуацию не реагировал. С 2010 года началось плановое снижение объемов перевалки нефти через порт Актау (с 9,6 млн. тонн в 2010 году до 3,5 млн. тонн в 2015 году), и соответственно значительно снизилось количество судозаходов (с 2058 судов в 2010 году до 1308 судов в 2015 году), девальвация тенге, рост стоимости материальных ресурсов, фонда оплаты труда, запасных частей (импортного производства и др.) В результате порт с 2012 года начал использовать провизии, накопленные в период с 2006 по 2012 годы за счет освобождения Республиканской бюджетной комиссией от отчисления части чистого дохода для обеспечения текущей деятельности, хотя провизии были предусмотрены для обеспечения обязательств по займам. Учитывая сложившуюся ситуацию, в 2013 году порт обратился в КРЕМ с заявкой на повышение тарифов, но получил отказ. В 2014 году, в ходе рабочей поездки в Мангистаускую область Премьер-министр РК Масимов К.К. дал поручение КРЕМ проработать вопрос увеличения тарифов порта, в связи с чем, тарифы порта были утверждены с увеличением по ПРР – на 15%, на судозаход – на 5% и действуют до настоящего времени. Однако, не смотря на повышение тарифов на 15%, на сегодняшний день из за снижения объемов перевалки сухих грузов на 1 тенге дохода приходится 2,7 тенге расхода. В результате чего, в условиях снижения объемов перевалки грузов, за 2015 год Обществом получен убыток в размере – 1,2 млрд. тенге. Более того, если существующая ситуация будет продолжатся, то 2016-2019 гг. ожидается совокупный убыток в размере 5,6 млрд. тенге. Следовательно, для поддержания финансовой устойчивости порта Актау необходимо как минимум 5,0-5,5 млн. тонн дополнительного объема перевалки нефти или же не менее 8 млрд. тенге доходов. Кроме этого, в течение последних трех лет портом активно велась работа по вопросу выведения услуг ПРР из сферы естественной монополии, дерегулирования деятельности порта с учетом того, что порт обслуживает внешнеэкономическую деятельность (90%-экспорт). Также были направлены обращения по вопросу установления тарифов на отдельные услуги порта в мировой валюте, учитывая то, что порт имеет статус международного (например, в порту Баку для иностранных судов тарифы установлены в долларах США). Ранее, в период с 2000 года до 2004 года тарифы порта были установлены в долларах США. Тариф за перевалку 1 тонны металла составлял 7$, в настоящее время в эквиваленте 3$ за тонну. Если ранее доходы от 1 судохода были сопоставимы с портами Каспийского бассейна, то сейчас в пересчете на валюту доходы порта ниже в 2 раза чем в других международных портах. Валютная выручка порта в общих доходах в 2006 году составляла более 40%, а по итогам 2015 года она снизилась до 7%. В апреле 2015 года услуги ПРР были выведены из сферы монополии и отнесены к услугам регулируемого рынка. В том же году Общество подала заявку на повышение цен на ПРР, однако получил отказ. В марте 2016 года Общество вновь подала заявку, однако очередной раз был получен отказ. По мнению Общества, в случае не принятия мер уполномоченными органами по повышению тарифов/дерегулированию деятельности морского порта в 2017-2018 годах у порта провизии будут исчерпаны, что может привести к неплатежеспособности порта, а также остановке его деятельности. В связи с чем, АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» обращаясь в Палату, просит оказать содействие в решении вопроса по установлению уполномоченным органом рентабельных тарифов либо дерегулированием услуг ПРР, а в случае невозможности просит установить тарифы на услуги ПРР в мировой валюте, который не будет зависеть от устойчивости тенге.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
МАНГИСТАУ РПП
Предложение по решению проблемы:
Оказать содействие в решении вопроса по установлению уполномоченным органом рентабельных тарифов либо дерегулированием услуг ПРР, а в случае невозможности просит установить тарифы на услуги ПРР в мировой валюте, который не будет зависеть от устойчивости тенге.
Пути решения:
1. Направить предложение в МИР РК. 2. В случае необходимости, провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.
Дата включения в реестр:
2017-03-07 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2017-08-31 00:00:00
Ход исполнения:
18.10.2017; Законом Республики Казахстан от 29.10.2015г. № 376-V "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства" внесены изменения в Закон Республики Казахстан от 09.07.1998г. № 272 "О естественных монополиях", в части исключения с 1 января 2017 года статьи 7-1 "Государственное регулирование цен распространяется на товары (работы, услуги) субъектов регулируемых рынков в области электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа и железнодорожного транспорта с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» и «О железнодорожном транспорте", тем самым услуги погрузочно - разгрузочных работ в морском порту Актау дерегулированы. В настоящее время порт Актау пересматривают уровни тарифов с учетом рентабельности оказываемых услуг.18.10.2017; Законом Республики Казахстан от 29.10.2015г. № 376-V "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства" внесены изменения в Закон Республики Казахстан от 09.07.1998г. № 272 "О естественных монополиях", в части исключения с 1 января 2017 года статьи 7-1 "Государственное регулирование цен распространяется на товары (работы, услуги) субъектов регулируемых рынков в области электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа и железнодорожного транспорта с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» и «О железнодорожном транспорте", тем самым услуги погрузочно - разгрузочных работ в морском порту Актау дерегулированы. В настоящее время порт Актау пересматривают уровни тарифов с учетом рентабельности оказываемых услуг.
Ответственный исполнитель:
Жумабаева Инесса Булатовна
Заместитель директора
ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК
i.zhumabayeva@palata.kz
Руководитель подразделения:
Дженалинов Рустан Жанатович
Директор
ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК
r.jenalinov@palata.kz