Реестр проблем
Услуги аэропортов по международным направлениям
Согласно действующему законодательству, тарифы на регулируемые услуги аэропортов должны рассчитываться, исходя из необходимости полного покрытия затрат и получения допустимого уровня прибыли. Однако тарифы по регулируемым услугам большинства аэропортов были утверждены в 2003-2004 годах и не менялись более 10 лет. Кроме того, в текущей обстановке крайне негативно сказались на финансовых результатах аэропортов переход Республики Казахстан к национальному таргетированию, предусматривающему свободный курс валют. Учитывая специфику аэропортовой деятельности и тот факт, что многие товары, материалы и основные средства производятся только в дальнем и ближнем зарубежье, неизбежно ведет к увеличению расходной части тарифной сметы аэропорта. Так, согласно утвержденным тарифам услуга по обеспечению взлет-посадки в аэропорту города Астана составляет 1 441 тенге за тонну, что эквивалентно 4,26 долларов США, тогда как стоимость аналогичной услуги в аэропорту Толмачево (Новосибирск) составляет 11,5 долларов США за тонну, международном аэропорту Гейдара Алиева (Баку) взимается от критериев МВМ (к примеру, 158 евро - до 5 тонн), международном аэропорту города Ташкент - 12 евро за тонну, что превышает действующий тариф аэропорта Астаны в 3-8 раз. Стоимость услуги по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту города Астана составляет 360,25 тенге за тонну, что эквивалентно 1,06 долларов США за тонну, при этом данная услуга в аэропорту Толмачево составляет 8,7 долларов США за тонну, аэропорту Баку – 10 евро за пассажира, Ташкент – 5 евро за пассажира, что превышает тариф аэропорта Астаны в 8-26 раз. Таким образом, столичный аэропорт, с августа 2015 года недополучив доходов от международных перевозок на сумму более 3 млрд. тенге, не имел возможности обеспечить достаточный уровень безопасности, в связи с чем, был вынужден обратиться за финансированием приобретения досмотрового оборудования на сумму более 640 млн. тенге из государственного бюджета. Необходимо отметить, что во всех аэропортах мира аэропортовые сборы по международным направлениям взимаются в иностранной валюте (USD/EUR), предоставляя единообразные условия для других государств, являющихся членами ИКАО в соответствии со статьей 15 Чикагской конвенции.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
АСТАНА РПП
Предложение по решению проблемы:
Внести изменения и дополнения в статью 4 Закона РК от 9 июля 1998 года N 272 «О естественных монополиях и регулируемых рынках» в части уточнения того, что услуги аэропортов по международным направлениям не относить к сферам естественных монополий. Действующая редакция подпункта 9 пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса РК: «1. К сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся услуги (товары, работы): 9) портов, аэропортов;». Предлагаемая редакция подпункта 9 пункта 1 статьи 4 398 Налогового кодекса РК: «9) портов, аэропортов, за исключением международных направлений;».
Пути решения:
1. Направить предложение в Министерство национальной экономики РК о внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона РК от 9 июля 1998 года N 272 «О естественных монополиях и регулируемых рынках»; 2. В случае необходимости провести совещание с участием всех заинтересованных сторон.
Дата включения в реестр:
2017-03-14 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2017-08-31 00:00:00
Ход исполнения:
16.10.2017; 1. Внесены изменения в Предпринимательский кодекс РК, в части дерегулирования с 1 января 2017 года 8 аэропортовых услуг: (встреча-выпуск воздушных судов; обслуживание пассажиров; техническое обслуживание ВС по транзитной форме; очистка от снега и льда ВС; услуги по хранению авиаГСМ; обслуживание пассажиров в бизнес зале внутреннего и международного вылета; обслуживание пассажиров в зале VIP; пользование зданием VIP), что способствует свободному тарифообразованию и улучшению финансово - хозяйственной деятельности предприятия. 2. До 01.01.2020 года к государственному регулированию на общественно значимых рынках отнесены 5 аэропортовых услуг при обслуживании внутренних перевозок: (предоставление телескопического трапа; предоставление рабочего места для регистрации пассажиров; обработка грузов; обеспечение ГСМ; предоставление в аренду помещений аэропорта, используемых в целях обеспечения перевозочного процесса). 3. Внесены изменения в приказ МНЭ РК от 30 декабря 2014 года № 186 «Об утверждении перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий», в части дерегулирования с 17 августа 2017 года обслуживания авиаперевозок при осуществлении международных полетов по 4 услугам естественной монополии (обеспечение взлета и посадки воздушного судна; обеспечение авиационной безопасности; предоставление места стоянки воздушному судну сверх трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов; предоставление места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме).Ответственный исполнитель:
Жумабаева Инесса Булатовна
Заместитель директора
ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК
i.zhumabayeva@palata.kz
Руководитель подразделения:
Дженалинов Рустан Жанатович
Директор
ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК
r.jenalinov@palata.kz