astana-view

Реестр проблем

№501

Несоразмерность наказания тяжести совершения правонарушения.

В соответствии со ч.8 ст.282 КОАП РК неуплата ежегодного лицензионного сбора в сроки и размерах, которые установлены Налоговым кодексом, влечет штраф на субъектов малого бизнеса в размере 150, на субъектов среднего бизнеса - в размере 200, на субъектов крупного бизнеса - в размере 700 МРП, с приостановлением действия лицензии. К примеру, ИП Казаков Ю.Л. просрочил оплату сбора на 6 дней в размере 30 МРП (59 460 тенге), а привлечен к штрафу в размере 150 МРП (297 300 тенге). Проблемный вопрос возобновления действия лицензии. В соответствии со ч.8 ст.282 КОАП РК предусмотрено приостановление до 6 месяцев. Так, на практике установлена коллизия пункта 3 статьи 45 ЗРК «О разрешениях и уведомлениях» и пункта 3 статьи 47 КоАП РК. Так, органы государственных доходов, в соответствии со статьей 47 КоАП РК, приостанавливают действие лицензии на срок до шести месяцев, и пока не пройдет срок приостановления, не возобновляют действие лицензии. Между тем, согласно статьи 45 ЗРК «О разрешениях и уведомлениях» предприниматель имеет право, при устранении выявленных нарушений до истечения срока приостановления действия лицензии подать в разрешительный орган заявление об устранении нарушений, который в течение десяти рабочих дней проводит проверку и принимает решение о возобновлении лицензии. Однако, в КоАП механизм возобновления действия лицензии не предусмотрен, более того согласно п.1 ст. 886 КОАП РК постановление о наложении административного взыскания приводится в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном настоящим КОАП РК. Кроме того, возникают коррупционные риски, когда разрешительный орган вправе приостановить действие лицензии на срок до 1 дня, а в другом аналогичном случае до 6 месяцев. К примеру, ранее на ТОО «Астыкжан — Костанай» был наложен штраф 200 МРП с приостановлением действия лицензии на 1 месяц. Устранив все нарушения в течении 3-х дней, ТОО было вынуждено прекратить реализации продукции на 1 месяц.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

КОСТАНАЙСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

- Внести изменения и дополнения в ч.8 ст. 282 КОАП РК в части введения такого наказания как предупреждение, а также снизить размеры штрафов. - Внести дополнения в ст. 47 КОАП РК, в части введения отсылочной нормы на ст.45 ЗРК «О разрешениях и уведомлениях». - Внести дополнения в ст. 472 Налогового кодекса РК, в части освобождения от уплаты лицензионного сбора лиц, приостановивших либо прекративших деятельность по хранению и розничной реализации алкогольной продукции. - ч.8 ст. 282 КОАП РК изложить в следующей редакции: «8. Неуплата ежегодного лицензионного сбора в сроки и размерах, которые установлены Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), - влекут предупреждение либо штраф на субъектов малого предпринимательства в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии на соответствующий вид деятельности.»; - ст.47 КОАП РК дополнить п.2-1 следующего содержания: «2-1. Возобновление действия разрешения осуществляется в соответствии с законом РК «О разрешениях и уведомлениях».; - п.3 ст. 472 Налогового кодекса дополнить следующим абзацем: «При этом, освобождаются от уплаты суммы сбора плательщики, приостановившие и (или) прекратившие деятельность по хранению и розничной реализации алкогольной продукции».

Пути решения:

1. Направить предложения в Генеральную прокуратуру РК, Министерство финансов РК, Верховный суд РК с письмом о рассмотрении возможности проработки следующих механизмов решения проблем. 2. В случае необходимости организовать совещание с участием всех заинтересованных сторон

Дата включения в реестр:

2017-03-17 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-06-30 00:00:00

Ход исполнения:
02.05.2017; В части механизма возобновления действия разрешения/лицензии На заседании Совета по правовой политике при Президенте РК (прошедшего 16 июня 2016 г.), были поддержаны и одобрены предложения НПП, касательно возможности досрочного возобновления действия разрешения (лицензии) и возможности не приостанавливать деятельность бизнеса судом. Данные поправки отражены в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях». В части внесения изменения и дополнения в ч.8 ст. 282 КоАП РК В рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях» было принято предложение НПП РК «Атамекен» в части смягчений ответственности за нарушение пункта 8 статьи 282 КоАП (неуплата ежегодного лицензионного сбора). Так, за нарушение пункта 8 статьи 282 КоАП были в два раза снижены штрафы для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также в санкции статьи исключено приостановление действия лицензии как вид административного наказания. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в настоящее время находится на согласовании с государственными органами и неправительственными организациями и в соответствии с планом законопроектных работ Правительства на 2017 год (утвержден постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 905) данный законопроект будет внесен на рассмотрение в Правительство в апреле 2017 года. В части внесения изменений в Налоговый кодекс по лицензионному сбору Концепцией проекта Налогового кодекса РК предусмотрен пересмотр методики лицензионного сбора за реализацию алкогольной продукции с последующим включением его в разряд плат
04.01.2018; 1. В Кодексе РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет Налоговым кодеком» от 25 декабря 2017 года № 120-VI, для лиц, получивших лицензию за хранение и розничная реализацию алкогольной продукции, вместо ежегодного лицензионного сбора предусмотрена Плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности, с оплатой равными долями не позднее 25 марта, 25 июня, 25 сентября и 25 декабря текущего года. При этом, в случае, если период пользования лицензией в отчетном налоговом периоде составляет менее одного года, сумма платы определяется путем деления суммы платы, исчисленной за год, на двенадцать и умножения на соответствующее количество месяцев (полных или неполных) пользования лицензией в году. (ст.555-558 НК) Также предусмотрено снижение ставки платы за хранение и розничная реализация алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства: - в других городах и поселках- 60 МРП - в сельских населенных пунктах -20 МРП. 2.Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 25 декабря 2017 года № 122-VI исключен пункт 8 статьи 282 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях ( пункт 7 статьи 1 ЗРК)
19.10.2017; 1. В части механизма возобновления действия разрешения/лицензии На заседании Совета по правовой политике при Президенте РК (прошедшего 16 июня 2016 г.), были поддержаны и одобрены предложения НПП, касательно возможности досрочного возобновления действия разрешения (лицензии) и возможности не приостанавливать деятельность бизнеса судом. Данные поправки отражены в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях». 2. В части внесения изменений в Налоговый кодекс по лицензионному сбору В 2017 году в рамках работы по разработке проекта нового Налогового кодекса одобрено предложение НПП касательно разделения областных центров от городов, имеющих статус областного значения, а также снижения ставок лицензионного сбора за розничную реализацию алкогольной продукции для городов (за исключением городов Астана, Алматы, областных центров) и поселков, для сельских населенных пунктов. Учтено. Согласно проекту Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), который в настоящее время находится на рассмотрении Мажилиса Парламента РК, ежегодный лицензионный сбор установлен в виде платы за подтверждение лицензии по отдельным видам предпринимательской деятельности, пересмотрены категории административно- территориальной единицы, и снижены ставки для городов (за исключением городов Астана, Алматы, областных центров) и поселков с 70 до 60 МРП в год, для сельских населенных пунктов с 30 до 20 МРП в год. Кроме того пересмотрен срок уплаты. Ранее уплата всей суммы сбора за год производилась до 20 июля одним платежом, согласно проекту будет производиться равными долями в 4 срока (не позднее 25 марта, 25 июня, 25 сентября и 25 декабря текущего года). 3. Проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения», находящегося на рассмотрении Мажилис Парламента РК, предусмотрено исключение ч.8 и 9 ст. 282 КоАП РК в связи с установлением ежегодного лицензионного сбора в виде платы. Ранее в рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях» было принято предложение НПП РК «Атамекен» в части смягчений ответственности за нарушение пункта 8 статьи 282 КоАП (неуплата ежегодного лицензионного сбора). Так, за нарушение пункта 8 статьи 282 КоАП были в два раза снижены штрафы для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также в санкции статьи исключено приостановление действия лицензии как вид административного наказания. В рамках рассмотрения Мажилисом Парламента РК законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» принято решение скорреспондировать положения ч.8 и 9 ст. 282 КоАП РК с проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения».
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Сапарова Акмарал Беловна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Руководитель подразделения:

Жанбулатова Женыс Сайлаубековна, Бижанова Айжан Адиловна

Директор, Управляющий директор- директор

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

, null

Дочерние организации

Партнеры