Реестр проблем
Касательно получение технических условий на подключение к электрическим сетям
Касательно получение технических условий на подключение к электрическим сетям. Одним из вопросов, препятствующих полноценному развитию бизнеса в регионе является получение технических условий на подключение к электрическим сетям. Данная проблема возникает как по причине злоупотреблений монопольным положением некоторыми представителями энергоснабжающих компаний, так и по причине несовершенства нормативной базы, регулирующей прозрачность деятельности при выдаче технических условий на подключение к энергосетям. Так, согласно Закону «О естественных монополиях», субъект естественной монополии (СЕМ) обязан размещать на интернет-ресурсе информацию о доступных и свободных мощностях, пропускных способностях сетей, схемы инженерных коммуникаций. Однако, СЕМ указанная норма реализуется не в полном объеме, тем самым сводя на нет положительный эффект от принятых поправок (к примеру, нет информации по наиболее востребованным подстанциям 10/0,4 кВ, которые являются основным источником подключения к электроэнергии). При этом не определен госорган уполномоченный давать оценку содержащейся на веб-сайте СЕМ информации, нет нормативно-правового акта, подробно регламентирующего требования к содержанию вышеуказанных сведений. Данные обстоятельства не позволяют обеспечить прозрачность информации о загруженности электрооборудования и тем самым исключить недобросовестные действия уполномоченных должностных лиц при оформлении тех.условий. Нет единого алгоритма работы СЕМ при выдаче технических условий, что требует принятия НПА устанавливающего детальные требования к данной процедуре, основания для отказа и пр. (на примере стандартов и регламентов государственных услуг), а также постоянного контроля за их исполнением уполномоченными органами. Кроме того, Правила пользования электроэнергией (приказ МЭ РК от 25.02.15 г. № 143) предусматривают порядок действий потребителя при несогласии с требованиями технических условий. Так, данный порядок предусматривает обязательное обращение потребителя в экспертную организацию для проведения энергетической экспертизы. Затем потребитель на основании заключения экспертизы о необоснованности требований тех.условий повторно подает заявку на их получение. В случае повторного отказа, потребитель обжалует действия энергопередающей организации в судебном порядке. Таким образом существующий порядок весьма сложен для потребителя и требует длительного времени, что создает существенные коррупционные риски и предпосылки для злоупотреблений. При этом, как показывает практика, субъекты бизнеса часто допускают неверные шаги и для решения проблем с получением тех.условий обращаются к посредникам, которые не несут никакой ответственности и обращения к ним зачастую безрезультатны.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
СКО РПП
Предложение по решению проблемы:
В этой связи предлагается пересмотр действующей системы подачи заявок на получение технических условий, путем использования Центров обслуживания предпринимателей на областном уровне и Центры поддержки предпринимателей в малых городах и райцентрах по опыту Кызылординской и Южно-Казахстанской областей, с обеспечением полноценного доступа предпринимателей к информации о свободных и доступных мощностях, и детальной регламентацией процедур выдачи технических условий на законодательном уровне.
Пути решения:
1. 1. Направить предложение в МЭ РК и МНЭ РК. 2. 2. В случае необходимости, провести совещание с заинтерисованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.
Дата включения в реестр:
2017-06-23 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2018-01-30 00:00:00
Ход исполнения:
04.11.2019; 1. В новый Закон РК "О естественных монополиях" (далее - Закон) (вступил в силу 14 января 2019 года) по предложению НПП включена норма о Порядке размещения информации о резерве свободной технической мощности регулируемых услуг и схемы размещения сетей или иного актива, необходимого для предоставления регулируемых услуг, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам. Данный порядок включен в Правила осуществления деятельности СЕМ. Правила утверждены приказом и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 180/НҚ. 2. В статье 24 Закона (Доступ потребителей к регулируемой услуге) для существующих объектов прописаны этапы подключения к сетям электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения. Прием заявлений и выдача результатов на подключение к услуге субъекта естественной монополии осуществляются через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» или веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz либо канцелярию субъекта естественной монополии. Сокращены сроки рассмотрения заявления на выдачу технических условий на подключение к сетям до 5 раб. дней. Для объектов строительства заявка на выдачу технических условий на подключение к услуге субъекта естественной монополии поступает в электронном формате от органов архитектуры и градостроительства. Выдача технических условий на подключение к сетям субъекта естественной монополии по заявлению органов архитектуры и градостроительства осуществляется субъектом естественной монополии: 1) для технически несложных объектов - в течение двух рабочих дней; 2) для технически сложных объектов - в течение пяти рабочих дней. Технические условия на подключение к сетям субъекта естествен-ной монополии или увеличение объема регулируемой услуги вы-даются на нормативный период проектирования и строительства. Отказ в выдаче технических условий допускается в случаях: 1) отсутствия свободных и доступных мощностей, емкостей, мест, пропускных способностей сетей субъекта естественной монополии, необходимых для предоставления требуемого объема регулируемой услуги; 2) отсутствия сетей субъекта естественной монополии или иного имущества, необходимого для предоставления регулируемой услуги. В случае отказа в выдаче технических условий субъект естественной монополии: 1) прилагает к решению об отказе в выдаче технических условий мотивированное обоснование; 2) направляет уполномоченному органу копию решения об отказе в выдаче технических условий и мотивированное обоснование с расчетом дефицита свободных и доступных мощностей, емкостей, мест, пропускных способностей сетей субъекта естественной монополии или отсутствия сетей субъекта естественной монополии или иного имущества, необходимого для предоставления регулируемой услуги. В случае отказа в выдаче технических условий на подключение объекта строительства субъект естественной монополии предлагает альтернативные источники подключения к сетям субъекта естественной монополии и указывает сроки подключения к централизованным сетям коммуникаций со-гласно плану развития инженерной инфраструктуры в соответствии с утвержденным проектом детальной планировки. Уполномоченный орган в связи с получением копии решения об отказе в выдаче технических условий на подключение к сетям субъекта естественной монополии: 1) не позднее семи рабочих дней направляет потребителю письмо о подтверждении обоснованности отказа в выдаче технических условий на подключение к сетям субъекта естественной монополии или необходимости подачи жалобы в уполномоченный орган для инициирования проверки деятельности субъекта естественной монополии; 2) при установлении факта отсутствия свободных и доступных мощностей, емкостей, мест, пропускных способностей сетей субъекта естественной монополии или отсутствия сетей субъекта естественной монополии или иного имущества субъекта естественной монополии, необходимого для предоставления требуемого объема регулируемой услуги, информирует субъекта естественной монополии о необходимости изменения утвержденной инвестиционной программы при наличии экономической целесообразности и создания условий для подключения к регулируемой услуге. При предоставлении доступа к услуге субъекту естественной монополии запрещается: 1) взимать плату за предоставление информации о свободных мощностях; 2) требовать представления раз-решений и иных документов государственных органов, негосударственных организаций, не относящихся к оказанию регулируемой услуги; 3) предъявлять потребителю иные требования, кроме соблюдения технических условий на подключение к сетям субъекта естественной монополии или увеличение объема регулируемой услуги; 4) создавать неравные условия до-ступа к регулируемой услуге; 5) ограничивать деятельность потребителя по проведению работ в соответствии с техническими условиями на подключение к сетям субъекта естественной монополии или увеличение объема регулируемой услуги; 6) требовать согласования проекта строительства на соответствие техническим условиям на подключение к сетям субъекта естественной монополии или увеличение объема регулируемой услуги. Прием заявления на выдачу технических условий на подключение к сетям субъекта естественной монополии или увеличение объема регулируемой услуги и выдача результата его рассмотрения, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, осуществляются Государственной корпорацией, через веб-портал "электронного правительства" или канцелярию субъекта естественной монополии. В соответствии с пп. 7) п. 23 статьи 15 Закона, Правила осуществления деятельности субъектами естественных монополий определяют порядок размещения информации о наличии свободных и доступных мощностей, емкостей, мест, пропускных способностей сетей субъекта естественной монополии, а также схем инженерных коммуникаций коммунальных услуг в сферах естественных монополий, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам и иной охраняемой законом тайне в соответствии с законами Республики Казахстан; НПП направлены предложения Порядок размещения информации о наличии свободных мощностей по форме, содержанию и статусу размещения информации (от 18.10.2018г. № 11581/Б-06, от 29.03.2019г. № 3309/Б-08, от 30.05.19г. № 6212/Б-05, от 04.07.2019г. № 7954).11.10.2017; В проект ЗРК "О естественных монополиях" (в новой редакции) включена норма о порядке размещения информации о резерве свободной технической мощности регулируемых услуг и схемы размещения сетей или иного актива, необходимого для предоставления регулируемых услуг, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам. Законопроектом предполагается создать НПА касательно порядка осуществления деятельности СЕМ, где вопросы по техническим условиям при подключении к коммунальным сетям должны быть прописаны подробно;
15.02.2018; 1. В проект ЗРК "О естественных монополиях" (далее - Законопроект) (внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента РК 29.12.2017г.) включена норма о порядке размещения информации о резерве свободной технической мощности регулируемых услуг и схемы размещения сетей или иного актива, необходимого для предоставления регулируемых услуг, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам. Законопроектом предполагается создать НПА касательно порядка осуществления деятельности СЕМ, где вопросы по техническим условиям при подключении к коммунальным сетям должны быть прописаны подробно; 2. В статье 23 Законопроекта для существующих объектов прописаны этапы подключения к сетям электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения. Прием заявлений и выдача результатов на подключение к услуге субъекта естественной монополии осуществляются через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» или веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz либо канцелярию субъекта естественной монополии. Отказ в подключении к услуге допускается в случаях: 1) отсутствия свободной технической мощности, необходимой для предоставления требуемого объема услуг; 2) отсутствия сетей или иного актива, необходимого для предоставления услуг. В случае отказа в подключении к услуге субъект естественной монополии: 1) к решению об отказе в подключении к услуге прилагает мотивированное обоснование с расчетом дефицита свободной технической мощности услуг; 2) направляет в течение двух рабочих дней со дня принятия решения копию решения об отказе в подключении к услуге и информацию, подтверждающую обоснованность отказа в подключении к услуге уполномоченному органу. Уполномоченный орган в связи с получением отказа в подключении к услуге: 1) не позднее семи рабочих дней направляет заявителю письмо о подтверждении обоснованности отказа в подключении к услуге или необходимости подачи жалобы в уполномоченный орган для инициирования проверки деятельности субъекта естественной монополии; 2) при установлении факта отсутствия свободной технической мощности, необходимой для предоставления требуемого объема услуг, по итогам года исполнения инвестиционной программы субъекта естественной монополии инициирует ее изменение, обеспечивающее создание условий для подключения к услуге. При предоставлении доступа к услуге субъекту естественной монополии запрещается: 1) взимать плату за выдачу технических условий доступа к услуге; 2) взимать плату за предоставление информаций о свободных мощностях; 3) включать в технические условия доступа к услуге требований о представлении разрешений и иных документов государственных органов, негосударственных организаций и иных условий, не относящихся к техническим параметрам подключения к услуге; 4) предъявлять заявителю дополнительные требования, кроме соблюдения технических условий доступа к услуге; 5) создавать преимущества заявителям, для которых субъект естественной монополии или его аффилированные лица проводят работы в соответствии с техническими условиями доступа к услуге; 6) ограничивать деятельность субъектов рынка, осуществляющих работы в соответствии с техническими условиями доступа к услуге; 7) отказывать заявителю в принятии в собственность сетей или иного актива, созданного при проведении работ в соответствии с техническими условиями доступа к услуге. Для объектов строительства заявка на выдачу технических условий на подключение к услуге субъекта естественной монополии поступает в электронном формате от органов архитектуры и градостроительства. 3. МНЭ РК проводится работа по регламентации услуг, оказываемых СЕМ и квазипредприятий, являющихся обязательными для субъектов бизнеса.
18.10.2018; 11 октября т.г. проведено совещание с участием представителей Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК, Комитета атомного и энергетического надзора и контроля МЭ РК. В рамках исполнения протокольного поручения совещания от 11 октября т.г. по реализации Плана работы с Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК, НПП направлены предложения к проекту Порядка размещения информации о наличии свободных и доступных мощностей, емкости, мест, пропускных способностей сетей. (Исходящий № 11581/Б-06 от 18.10.2018)
21.09.2018; 1. 24 мая 2018 года подписан ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности", в соответствии с которым в действующий ЗРК "О естественных монополиях" включена статья 7-5. "Выдача технических условий и подключение к регулируемым услугам субъектов естественных монополий". В этой статье регламентированы этапы подключения к сетям субъектов естественных монополий. Пунктом 2 данной статьи устанавливается, что "прием заявлений и выдача результатов на подключение к услуге субъекта естественной монополии осуществляются через Государственную корпорацию, веб-портал "электронного правительства" или канцелярию субъекта естественной монополии". В проект нового ЗРК "О естественных монополиях" перенесены нормы статьи 7-5 (в статью 23 Законопроекта) . 2. В проект ЗРК "О естественных монополиях" (далее - Законопроект) (внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента РК 29.12.2017г.) включена норма о порядке размещения информации о резерве свободной технической мощности регулируемых услуг и схемы размещения сетей или иного актива, необходимого для предоставления регулируемых услуг, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам. Законопроектом предполагается создать НПА касательно порядка осуществления деятельности СЕМ, где вопросы по техническим условиям при подключении к коммунальным сетям должны быть прописаны подробно; 3. МНЭ РК проводится работа по регламентации услуг, оказываемых СЕМ и квазипредприятий, являющихся обязательными для субъектов бизнеса.
23.01.2020; С целью обеспечения полноценного доступа предпринимателей к информации о свободных и доступных мощностях и реализации требований действующей нормы ЗРК «О естественных монополиях» об обязанности субъекта естественной монополии ежеквартально размещать информацию о наличии свободных и доступных мощностей, емкостей, мест, пропускных способностей сетей субъекта естественной монополии, НПП направлены предложения и замечания в Правила осуществления деятельности субъектами естественных монополий, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73 (исх. № 3309/Б-08 от 29.03.2019, № 6212/Б-05 от 30.05.2019, № 7954/Б-05 от 04.07.2019). В настоящее время Министерством национальной экономики планируется создание Рабочей группы по усовершенствованию нормативных правовых актов в рамках ЗРК «О естественных монополиях»
Ответственный исполнитель:
Алимбаев Саид Тулегенович
Заместитель директора
ДЕПАРТАМЕНТ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ
s.alimbayev@palata.kz
Руководитель подразделения:
Отарбаев Бекжан Аронович
Управляющий директор-директор департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ И ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ
b.otarbaev@atameken.kz