Реестр проблем
вопросы дуального образования
В городе Алматы по дуальной системе подготовки кадров обучаются 750 человек и 1720 по образовательным программам с элементами дуального обучения. Таким образом, охват дуальным обучением составляет всего 4 % от общего контингента студентов колледжей, главной причиной является - отсутствие заинтересованности подавляющего большинства работодателей участвовать в данном процессе. Для решения данного вопроса в условиях отсутствия налоговых преференций для предприятий, участвующих в дуальном обучении, РПП предлагает инициировать вопрос по созданию нормативного механизма стимулирования работодателей через передачу части средств государственного образовательного заказа обучающим предприятиям. Вместе с тем, в действующих нормативно - правовых актах, регулирующих деятельность организаций технического и профессионального образования (далее - ТиПО), отсутствуют нормы, позволяющие колледжам передать часть финансирования обучающему предприятию (на оплату наставникам, на возмещение части затрат на расходные материалы). При этом необходимо усовершенствовать механизм финансирования подготовки специалистов ТиПО, через систему персонального финансирования, нормативы которого должны реально учитывать все расходы на теоретическое и практическое обучение специалистов, а не формироваться по остаточному принципу.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
АЛМАТЫ РПП
Предложение по решению проблемы:
Принятые меры по стимулированию предприятий позволят расширить зону внедрения дуального обучения и повысят качество подготовки кадров. Таким образом РПП предлагает внести следующие дополнения: 1. Добавить пункт 20-1, в раздел 3 Правил «Размещения государственного образовательного заказа на подготовку специалистов ТиПО» (приказ МОН РК № 122 от 29 января 2016 года) и изложить его в следующей редакции: «Комиссия МИО рассматривает предложения организаций ТиПО и принимает решение по передаче части средств государственного образовательного заказа предприятиям, участвующим в дуальном обучении, для возмещения затрат на оплату наставникам, на расходные материалы, инструменты при организации производственного обучения, профессиональной практики на производстве»; 2. Добавить подпункт 4), в пункт 3 «Администратор бюджетной программы», главы 2 Правил «Персонального финансирования» (находятся на стадии согласования в заинтересованных органах) и изложить его в следующей редакции: «Создает комиссию по рассмотрению и утверждению совместных заявок организаций ТиПО и предприятий по возмещению затрат предприятий на оплату труда наставникам и учебных расходов на организацию производственного обучения и профессиональной практики. Состав комиссии формируется из числа представителей региональной палаты предпринимателей, предприятий, организаций ТиПО, депутатов Маслихата, отраслевых ассоциаций, управления образования, управления финансов».
Пути решения:
1. Направить предложение в МОН РК. 2. В случае необходимости, провести совещание с заинтерисованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.
Дата включения в реестр:
2017-11-21 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2018-06-30 00:00:00
Ход исполнения:
13.12.2017; В МФ РК (7.02.2017), МНЭ РК (17.02.2017) направлены предложения в Налоговый кодекс в части увеличения суммы средств на уменьшение налогооблагаемого дохода, предприятию, участвующему в дуальном обучении, в размере до 10 %. В составе комплексных предложений к Налоговому кодексу от НПП РК были направлены предложения об уменьшении налогооблагаемого дохода до 11% в МНЭ РК (30.05.2017). Направлены предложения для включения в методику подушевого нормативного финансирования, в части возмещения затрат работодателя, вовлеченного в дуальное обучение. Методика в пилотном режиме будет реализована в Павлодарской и Карагандинской областях, а также г. Алматы23.05.2018; Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2017 года № 597 Параграф 2. Алгоритм расчета объема подушевого нормативного финансирования ТиПО и ПО 7) при участии организации ТиПО и ПО в дуальном обучении учебное заведение компенсирует оплату труда наставников на производстве при организации дуального обучения: из расчета 1 ставка мастера производственного обучения в месяц, при количестве закрепленных за ним не менее 10 обучающихся. В случае закрепления за наставником менее 10 человек оплата труда наставника производится по формуле: Zn = Сst * Кy /10, где: Zn – заработная плата наставника; Сst – ставка мастера производственного обучения; Кy – фактически закрепленное за наставником количество обучающихся. Оплата труда наставника на производстве рассчитывается в пределах фонда оплаты труда педагогических работников и управленческого персонала, задействованных в образовательном процессе (W). Требования настоящего подпункта не распространяются на предприятия, несущие затраты на дуальное обучение самостоятельно. Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2017 года № 596. "Об утверждении Правил подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" подпунктами 4,5 предусмотрены расходы на: 4) организация и осуществление учебного процесса (приобретение печатных и экранно-звуковых пособий, технических средств обучения, учебно-наглядных пособий, демонстрационных пособий, спортивного инвентаря и оборудования, раздаточных и контрольно-измерительных инструментов, музыкальных инструментов, художественных материалов, ученических приборов, настенных планшетов, раздаточного материала, гербариев, коллекций и муляжей, программного обеспечения для проведения онлайн- уроков и визуализации проектов, методического фонда) в соответствии с нормами оснащения оборудованием и мебелью организаций технического и профессионального образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 марта 2012 года № 97 5) расходы, связанные с организацией лабораторно-практических занятий и производственного обучения, прохождением учебной, технологической и преддипломной практики, в соответствии с Перечнем профессий и специальностей по срокам обучения и уровням образования для технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 65 . На основании вышеизложенного, просим снять контроля данный вопрос.
Ответственный исполнитель:
Шарипбаева Динара Баяновна
Эксперт 1 категории
ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
d.sharipbayeva@palata.kz
Руководитель подразделения:
Ордабаев Олжас Темирбекович
Директор
ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
o.ordabayev@palata.kz
Скачать