Реестр проблем
Касательно взаимоотношений с МИО в регионах и развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок в связи с созданием муниципальных парков.
В 7 регионах республики (Астана, Алматы, Акмолинская, Алматинская, Актюбинская, Кызылординская и Восточно-Казахстанская области) работают 7 муниципальных автопарка, которым местные исполнительные органы предоставляют привилегированное положение (закуп новых автобусов, субсидии, выгодные маршруты, выделение бюджетных средств на содержание автопарка). В то время когда частные автопарки находятся в тяжелом положении из-за отсутствия субсидий. В настоящий момент при согласовании с КРЕМиЗК МНЭ РК создается еще один муниципальный парк в Восточно-Казахстанской области (г.Семей). Таким образом, государственными и местными исполнительными органами в сфере пассажирских перевозок не соблюдается принципы Yellow Pages, а также нарушаются нормы Предпринимательского кодекса (статья 21), где сокращается участие государства в предпринимательской деятельности. Местные исполнительные органы вытесняют с рынка частных перевозчиков по разным причинам. В конечном итоге муниципальные предприятия подлежат приватизации (в соответствии с ПП РК «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 года, «Автобусный парк №1 г. Астаны» находится в перечне организаций коммунальной собственности, предлагаемых к передаче в конкурентную среду»). Справочно: Акиматом г. Алматы в 2017 году выделено 292 млн. тг. на субсидирование убытков перевозчиков, из них муниципальному парку -255,7 млн. тг. при штате автобусов 388 единиц (+ закуплено 357 автобусов на сумму - 13 млрд. тг.), в то время как 14 частным автопаркам выделено - 36,3 млн. тг., при штате 1560 автобусов (потребность 17,9 млрд. тг.). В конечном итоге привело к выходу из деятельности городских перевозок 3 автопарков (передали маршруты и работают на пригородном и межобластном сообщениях). Акиматом г.Актобе в 2017 году на баланс муниципального автопарка закуплено 40 автобусов на сумму 1,3 млрд. тг. Низкая рентабельность (тариф 55 тенге за проезд пассажира) не позволяет частным автопаркам обновить свои автобусы. По г. Астана аналогичная ситуация, на муниципальный автопарк закуплено 380 автобусов на сумму 45 млрд. тг.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК
Предложение по решению проблемы:
1) организовать совещание с участием КРЕМЗКиПП МНЭ РК , акиматами областей, гг. Астаны, Алматы, Шымкент и Генеральной Прокуратуры по вопросу перспектив дальнейшей деятельности муниципальных парков осуществляющих свою деятельность на рынке внутригородских пассажирских перевозок с учетом принципов «YellowPagesRule»; 2) рассмотреть вопрос исключения вида деятельности пассажирских автомобильных перевозок из постановления Правительства РК от 28 декабря 2015 года № 1095 «Об утверждении перечня видов деятельности осуществляемых юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале), которых принадлежит государству, и аффилиированными с ними лицами».
Пути решения:
1. Направить запрос в МНЭ РК, МИО; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.
Дата включения в реестр:
2018-07-02 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2018-12-30 00:00:00
Ход исполнения:
08.01.2019; Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК в первом полугодии 2019 года планируется провести анализ товарного рынка автобусных перевозок на территории РК с целью определения уровня конкуренции с последующей актуализацией Перечня видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале), которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами (ПП РК от 28 декабря 2015 года № 1095). При этом согласно пункту 4 вышеуказанного Постановления предложения в Правительство РК по актуализации перечня видов деятельности необходимо предоставить ежегодно в срок до 1 декабря. Таким образом, срок исполнения указанного пункта по реализации и решению проблемных вопросов предпринимателей переносится на конец 2019 года.15.08.2018; 16 мая т.г. Председателем Правления Национальной палаты предпринимателей Мырзахметовым А.И. проведено совещание с участием руководства Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по вопросу функционирования в рыночной среде муниципальных парков. По итогам совещания принято решение о рассмотрении вопроса исключения вида деятельности пассажирских автомобильных перевозок из постановления Правительства РК от 28 декабря 2015 года № 1095 «Об утверждении перечня видов деятельности осуществляемых юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале), которых принадлежит государству, и аффилиированными с ними лицами». протокол направлен в МНЭ РК для работы
17.02.2020; в соответствии с протокольным поручением Заместителя Премьер-Министра РК Скляр Р.В. от 4 февраля 2020 года поручено МНЭ РК в установленном законодательством порядке совместно с НПП «Атамекен» и отраслевыми ассоциациями рассмотреть вопрос исключения «автобусных перевозок» из постановления Правительства №1095 от 28 декабря 2015 года
27.04.2021; Распоряжением Премьер Министра РК от 25 ноября 2020 года №146-р утвержден Комплекс мер по развитию городских пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Республике Казахстан, в рамках которого предусмотрены мероприятия "Проработка вопроса установления запрета на создание автобусных предприятий с участием государства" и "Актуализация перечня видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более 50% акций которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними лицами, с исключением «автобусных перевозок» для новых автобусных предприятий с участием государства" (пункты 10 и 11). Также 24 апреля 2021 года данный вопрос рассмотрен в рамках совещания по рассмотрению проблемных вопросов бизнеса с участием Первого заместителя Премьер-Министра РК Смаилова А.А. По итогам совещания МИИР РК совместно с НПП «Атамекен» дано поручения проработать вопрос внесения поправок в соответствующий нормитивно-правовой акт, регулирующий порядок представления отчетности местных исполнительных органов по субсидированию социально значимых автобусных перевозок и работе тарифной комиссии в уполномоченный орган в сфере транспорта.
Ответственный исполнитель:
Ермұханов Қуаныш Қыдырғалиұлы
Заместитель директора
ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК
Руководитель подразделения:
Талекенов Ербол Сатбаевич
Директор
ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК