astana-view

Реестр проблем

№663

Повышение размеров административного штрафа по ст.425 КоАП РК

11 апреля 2019 года введены в действие новые штрафные санкции по ст. 425 КоАП, внесенные Законом РК от 5 октября 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации». Так, за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 425 КоАП) увеличены: - на физ. лиц с 10 МРП (25 250 тг.) до 30 МРП (75 750 тг.); - на субъектов малого предпринимательства с 20 МРП (50 500 тг.) до 230 МРП (580 750 тг.) = в 11 раз. - на субъектов среднего предпринимательства с 40 МРП (101 000 тг.) до 310 МРП (782 750 тг.) = в 8 раз. - на субъектов крупного предпринимательства с 120 МРП (303 000 тг.) до 1600 МРП (4 040 000 тг.) = в 13 раз. По части 2 статьи 425 КоАП за действие (бездействие), предусмотренное частью первой, повлекшее причинение вреда здоровью человека, если это действия (бездействия) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, штрафы увеличены: - на физ. лиц 200 МРП (505 000 тг.) без изменений; - на субъектов малого предпринимательства с 300 МРП (757 500 тг.) до 460 МРП (1 161 500 тг.) = в 1,5 раза. - на субъектов среднего предпринимательства с 400 МРП (1 010 000 тг.) до 620 МРП (1 565 500 тг.) = в 1,5 раза. - на субъектов крупного предпринимательства 2000 МРП (5 050 000 тг.) без изменений. При этом, указанным Законом внесены изменения в статью 415 КоАП (Нарушение законодательства РК в области техрегулирования), которая так же связана с безопасностью жизни и здоровья граждан, согласно которым штрафы увеличены всего в три раза. Ситуация усугубляется тем, что в диспозиции статьи 425 КоАП отсутствует четкий перечень правонарушений, то есть ответственность наступает за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом, без их уточнения. Согласно проверочным листам бизнесу предъявляются 1743 требования в этой сфере от незначительных (н-р, наличие контейнеров с крышками для сбора твердых бытовых отходов) до грубых (н-р, наличие документов, удостоверяющих безопасность сырья и продукции), установлено около 60-ти гигиенических нормативов. Таким образом, столь высокое увеличение взысканий за нарушение НПА в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения без учета степени общественной опасности считаем необоснованным и не соответствующим принципу соразмерности. Тогда как, Стратегическим планом развития РК до 2025 года (Указ Президента РК от 15 февраля 2018 года за № 636), предусмотрено, что гуманизация административно-деликтного законодательства будет направлена на соблюдение принципа соразмерности административной ответственности характеру правонарушения. О неукоснительном соблюдении принципа соразмерности ответственности характеру правонарушений Президентом РК также было отмечено 1 сентября 2018 года на открытии четвертой сессии Парламента. Негативный общественный резонанс, вызванный увеличением штрафов по ст. 425 КоАП нарастает: активное обсуждение в социальных сетях, большое количество обращений в адрес НПП и РПП, РПП просят внести данный вопрос в Реестр системных проблем предпринимателей, СМИ просят дать пояснения по данному вопросу. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагаем необходимым принять меры по пересмотру санкций по ст.425 КоАП в рамках проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в КоАП», находящегося в Мажилисе Парламента. Предлагаем предусмотреть дифференцированный подход к размеру ответственности в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. При этом, за основу полагаем целесообразным принять деление нарушений сан-эпид требований на незначительные, значительные и грубые, предусмотренное в Критериях оценки степени риска и проверочных листах в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденных совместным приказом Министра здравоохранения РК от 27 июня 2017 года № 463 и Министра национальной экономики РК от 20 июля 2017 года № 285. Кроме того, полагаем необходимым пересмотреть сами требования, предъявляемые к бизнесу в сфере сан-эпид благополучия. В 2017 году «Атамекен» совместно с заинтересованными ассоциациями и экспертами провел ревизию проверочных листов контролирующих госорганов. Итогом этой работы стало сокращение требований в отношении предпринимателей на 58% (с 30497 до 12843), в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия (далее - СЭС) - в 41 проверочных листах сокращены на 85%, из 11500 требований санитарных правил в проверочные листы включены 1743. Но даже с учетом столь жесткой «ревизии» в санитарных правилах остаются спорные вопросы. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагаем необходимым внести данный вопрос в Реестр системных проблем.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

1) Пересмотреть проверочные листы, с четким определением требований; 2) Пересмотреть санитарные правила на предмет сокращения завышенных и устаревших требований; 2) Внести изменения в статью 425 КоАП РК, в части установления размеров санкций в зависимости от степени опасности совершенного правонарушения.

Пути решения:

1. Проработать вопрос пересмотра проверочных листов и санитарных правил с широким кругом предпринимательского сообщества. 2. Направить предложения в министерства здравоохранения и юстиции. 3. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 4. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2019-05-03 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2019-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
02.08.2019; Департаментом законодательства и развития саморегулирования сформированы и направлены в Министерство юстиции Республики Казахстан предложения по внесению изменений и дополнений в статью 425 КоАП РК, в части снижения и установления размеров санкций в зависимости от степени опасности совершенного правонарушения. Кроме того, в рамках рассмотрения проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» депутатами Мажилиса парламента Республики Казахстан инициированы поправки в статью 425 КоАП РК, направленные на снижение размеров взысканий, а также дифференцированный подход к размеру ответственности в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. которые в настоящее время находятся на обсуждении.
03.10.2019; По данному вопросу неоднократно на площадке НПП, МЮ с участием заинтересованных государственных органов (МЮ, МЗ, КНБ, ГП, МИИР, МСХ, МЭ, МО) проведены совещания. Кроме того, на совещании по проблемным вопросам бизнеса под руководством Первого заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Смаилова А.А. министерствам здравоохранения, национальной экономики и юстиции совместно с НПП было поручено: - выработать подходы по дифференцированному применению административных санкций за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов в зависимости от степени причинения вреда жизни и здоровью граждан; - проработать вопросы законодательного закрепления выработанных подходов в рамках проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (далее - Законопроект), находящегося на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан. В рамках рассмотрения законопроекта депутатами Мажилиса Парламента инициированы поправки в статью 425 КоАП РК, направленные на снижение размеров взысканий, а также дифференцированный подход к размеру ответственности в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. Однако, Правительство (в проекте заключения) считает данные поправки преждевременными, поскольку не апробированы на практике, а также отсутствует анализ их воздействия на субъекты правоотношений. Генеральная прокуратура рекомендовала Министерству здравоохранения активизировать практику освобождения от адмответственности при малозначительности правонарушения на основании статьи 64-1 КоАП (в случае совершения незначительных правонарушений). Поддерживая позицию Правительства, Администрация Президента поручило в срок до 1 февраля 2020 года Министерству здравоохранения совместно с Генеральной прокуратурой проанализировать по итогам 2019 года практику применения положений статьи 425 КоАП, в том числе оценить их воздействие на субъекты предпринимательства с привлечением к этой работе НПП.
09.01.2020; В рамках исполнения поручения Премьер-Министра Республики Казахстан от 3 октября 2019 года № 20-12/2171/19-2995, Национальной палатой предпринимателей направлено письмо в Министерство здравоохранения Республики Казахстан за № 15367/16 от 20.12.2019 года, с соответсвующими предложениями по внесению изменений и дополнений в указанную статью КоАП РК, в части установления дифференциированного размера взыскания.
14.03.2024; Вопрос снижения штрафов по ст. 425 КоАП, а также их дифференциации в зависимости от общественной опасности нарушений (незначительные, значительные, грубые) Национальной палатой поднимается с 2019 года (с момента увеличения штрафов в 8-13 раз). Причиной инициирования данного вопроса послужило то, что, штрафы за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, были увеличены Законом РК от 5 октября 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации» и введены в действие 11 апреля 2019 года, что по мнению Национальной палаты не соответствует принципу соразмерности административной ответственности характеру правонарушения. Ситуация усугубляется тем, что в диспозиции статьи 425 КоАП отсутствует четкий перечень правонарушений, то есть ответственность наступает за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом, без их уточнения. Нормативные правовые правила либо иные требования законодательства, нарушение которых влечет административную ответственность, содержат множество обязательств и требований, в том числе не связанных с безопасностью человека или окружающей среды, по которым предусмотрена одна санкция. Данный вопрос в мае 2019 года включен в Реестр проблем и по настоящее время обсуждается на различных площадках. 30 мая 2019 года Первым заместителем Премьер-Министра РК Смаиловым А.А., министерствам здравоохранения, национальной экономики и юстиции совместно с Национальной палатой было поручено проработать данный вопрос. В рамках рассмотрения законопроекта, по предложениям Национальной палаты, депутатами Мажилиса Парламента были инициированы поправки в статью 425 КоАП РК, направленные на снижение размеров взысканий, а также дифференцированный подход к размеру ответственности в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. При этом, за основу было предложено принять деление нарушений на незначительные, значительные и грубые, предусмотренные в Критериях оценки степени риска и проверочных листах в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утверждаемых совместным приказом Уполномоченного органа и Уполномоченного органа по предпринимательству. Следует отметить, что данный подход был поддержан Министерствами здравоохранения и юстиции. Однако, поправки не были приняты, ввиду преждевременности, а также отсутствия анализа их воздействия на субъекты правоотношений. Проведенный Национальной палатой анализ воздействия принятых поправок показал, что большие штрафы не выполняют свою превентивную роль (количество дел, а также суммы штрафа выросли в разы). В свою очередь ГП по итогам анализа практики применения статьи 425 КоАП в 2019 году было предложено снизить размеры адмвзысканий в отношении физических лиц снизить размеры штрафов с 30 МРП до 20 МРП, в отношении должностных лиц и субъектов малого предпринимательства с 230 МРП до 130 МРП. 21 октября 2020 года протокольным поручением Смаилова А. проработка данного вопроса была озвучена повторно. На совещании от 18.01.2021 года с Министерством здравоохранения Национальной палатой были предложены два варианта поправок, а именно дифференцированный подход, а также снижение размеров штрафов в отношении физических лиц с 30 МРП до 20 МРП, в отношении должностных лиц и субъектов малого предпринимательства с 230 МРП до 130 МРП (в среднем в 2 раза). Согласно протокольному поручению Смаилова А. от 22 января 2021 года Министерству здравоохранения до 5 февраля т.г. совместно с министерством юстиции и НПП «Атамекен» (по согласованию) было поручено проработать вопросы законодательного закрепления выработанных подходов по дифференцированному применению административных санкций за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов, предусмотренных статьей 425 КоАП. Во исполнение вышеуказанного поручения, 1 февраля 2021 года Национальной палатой в адрес Министерства здравоохранения РК были направлены предложения по снижению штрафов статьи 425 КоАП. По итогам обсуждения, Министерством здравоохранения поддержаны предложения по снижению размеров штрафов, однако, в среднем на 30 %. Кроме того, данные предложения согласованы с МЮ РК и предусмотрены в проекте закона РК "О внесении изменений и дополнений в КоАП", который в настоящее время внесен в Парламент.
27.09.2024; Вопрос снижения штрафов по ст. 425 КоАП, а также их дифференциации в зависимости от общественной опасности нарушений (незначительные, значительные, грубые) Национальной палатой поднимается с 2019 года (с момента увеличения штрафов в 8-13 раз). Причиной инициирования данного вопроса послужило то, что, штрафы за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, были увеличены Законом РК от 5 октября 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации» и введены в действие 11 апреля 2019 года, что по мнению Национальной палаты не соответствует принципу соразмерности административной ответственности характеру правонарушения. Ситуация усугубляется тем, что в диспозиции статьи 425 КоАП отсутствует четкий перечень правонарушений, то есть ответственность наступает за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом, без их уточнения. Нормативные правовые правила либо иные требования законодательства, нарушение которых влечет административную ответственность, содержат множество обязательств и требований, в том числе не связанных с безопасностью человека или окружающей среды, по которым предусмотрена одна санкция. Данный вопрос в мае 2019 года включен в Реестр проблем и по настоящее время обсуждается на различных площадках. 30 мая 2019 года Первым заместителем Премьер-Министра РК Смаиловым А.А., министерствам здравоохранения, национальной экономики и юстиции совместно с Национальной палатой было поручено проработать данный вопрос. В рамках рассмотрения законопроекта, по предложениям Национальной палаты, депутатами Мажилиса Парламента были инициированы поправки в статью 425 КоАП РК, направленные на снижение размеров взысканий, а также дифференцированный подход к размеру ответственности в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. При этом, за основу было предложено принять деление нарушений на незначительные, значительные и грубые, предусмотренные в Критериях оценки степени риска и проверочных листах в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утверждаемых совместным приказом Уполномоченного органа и Уполномоченного органа по предпринимательству. Следует отметить, что данный подход был поддержан Министерствами здравоохранения и юстиции. Однако, поправки не были приняты, ввиду преждевременности, а также отсутствия анализа их воздействия на субъекты правоотношений. Проведенный Национальной палатой анализ воздействия принятых поправок показал, что большие штрафы не выполняют свою превентивную роль (количество дел, а также суммы штрафа выросли в разы). В свою очередь ГП по итогам анализа практики применения статьи 425 КоАП в 2019 году было предложено снизить размеры адмвзысканий в отношении физических лиц снизить размеры штрафов с 30 МРП до 20 МРП, в отношении должностных лиц и субъектов малого предпринимательства с 230 МРП до 130 МРП. 21 октября 2020 года протокольным поручением Смаилова А. проработка данного вопроса была озвучена повторно. На совещании от 18.01.2021 года с Министерством здравоохранения Национальной палатой были предложены два варианта поправок, а именно дифференцированный подход, а также снижение размеров штрафов в отношении физических лиц с 30 МРП до 20 МРП, в отношении должностных лиц и субъектов малого предпринимательства с 230 МРП до 130 МРП (в среднем в 2 раза). Согласно протокольному поручению Смаилова А. от 22 января 2021 года Министерству здравоохранения до 5 февраля т.г. совместно с министерством юстиции и НПП «Атамекен» (по согласованию) было поручено проработать вопросы законодательного закрепления выработанных подходов по дифференцированному применению административных санкций за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов, предусмотренных статьей 425 КоАП. Во исполнение вышеуказанного поручения, 1 февраля 2021 года Национальной палатой в адрес Министерства здравоохранения РК были направлены предложения по снижению штрафов статьи 425 КоАП. По итогам обсуждения, Министерством здравоохранения поддержаны предложения по снижению размеров штрафов, однако, в среднем на 30 %. Кроме того, данные предложения согласованы с МЮ РК и предусмотрены в проекте закона РК "О внесении изменений и дополнений в КоАП", который в настоящее время находится в Мажилисе.
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Шаймерденов Хамит Болатович

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Руководитель подразделения:

Мерсалимова Лаура Канатовна

Управляющий директор - Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Дочерние организации

Партнеры