astana-view

Реестр проблем

№728

Восстановление прав предпринимателей на пользование тарифом на электроэнергию дифференцированным по зонам суток

Целью введения тарифов, дифференцированных по зонам суток, являлось решение задач энергосбережения в части выравнивания суточного графика нагрузок выработки-потребления электроэнергии, а также экономия денежных средств потребителем. Выравнивание графика нагрузки при введении дифференциации предполагалось осуществить путем усиления экономической заинтересованности потребителей в уменьшении потребления энергии в часы максимальных нагрузок энергосистемы (с 19 часов до 23 часов) и увеличения электропотребления в часы минимальных нагрузок (ночного провала нагрузок с 23 часов до 7 часов утра) энергосистемы, что предполагалось достигнуть разницей в уровнях тарифов. Подпунктом 4) пункта 1 статьи 19 Закона РК «Об электроэнергетике» (далее – Закон) было установлено, что потребители электрической энергии имеют право производить оплату за потребленную электроэнергию по дифференцированным тарифным системам учета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Законом и Правилами дифференциации энергоснабжающими организациями тарифов на электрическую энергию по зонам суток и (или) в зависимости от объемов ее потребления физическими лицами для потребителей – физических лиц при оплате за электрическую энергию, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 20 февраля 2009 года № 57-ОД (далее – Правила), была предусмотрена возможность оплаты за электрическую энергию по дифференцированным тарифам по зонам суток. Существенную экономию при этом получили потребители, которые вынуждены по объективным причинам потреблять много электроэнергии, и при этом управляют своим потреблением и произвели необходимую подготовку своих производств. После отмены дифференцированных тарифов эти потребители начали нести значительные затраты. Вместе с тем, необходимо отметить социальную несправедливость и ценовую дискриминацию в отношении тех потребителей, которые не смогли изменить свой рабочий процесс и перенести его преимущественно в ночное время. По этой причине и в связи с обращениями промышленных предприятий, в конце 2015 года была отменена обязанность юридических лиц, приобретающих электроэнергию у энергоснабжающих организаций, производить оплату по дифференцированным по зонам суток тарифам. В 2017 году был отменен порядок дифференциации энергоснабжающими организациями тарифов по зонам суток. Вместе с тем, в соответствии с законодательством потребители имеют право производить оплату за потребленную электроэнергию по дифференцированным тарифным системам учета. Но к сожалению, право есть, а возможности нет. Поэтому субъекты предпринимательства обращаются по вопросу восстановления данной возможности. Внедрение системы дифференцированных по зонам суток тарифов было выполнено путем установления обязанности производить оплату за потребленную энергию для потребителей-юридических лиц, приобретающих электроэнергию у энергоснабжающих организаций, то есть на розничном рынке. Крупные промышленные потребители, занимающие основную долю в общей структуре потребления электрической энергии в Казахстане (25,5% потребления электроэнергии в 2014 году, по данным Статистического сборника «Топливно-энергетический баланс Республики Казахстан 2010-2014», за 1 полугодие 2017 года – 35% по данным Отчета по мониторингу рынка электрической энергии и итогам централизованных торгов за первое полугодие 2017 года КОРЭМ) и приобретающие электроэнергию на оптовом рынке, не произвели перераспределения электропотребления ввиду не заинтересованности, так как для них тарифы не дифференцировались по зонам суток. На дифференцированные по зонам суток тарифы перешли потребители, которые вынуждены по объективным причинам потреблять много электроэнергии, и при этом управляют своим потреблением и произвели необходимую подготовку своих производств. В основном это малый бизнес (пекарни, мукомольно-мельничные, тепличные комплексы, химчистки и т.д.), а также население, проживающее в домах без центрального теплоснабжения и вынужденное использовать электрокотлы для обогрева своих домов в суровые казахстанские зимы (например, по информации ТОО «Батыс Энергоресурсы» (ЗКО) об объемах потребления электрической энергии предприятиями и мукомольно-мельничными комплексами, выпекающим хлеб из муки стабилизационного фонда в разбивке по зонам суток за 2014-2016 гг., 30% данных потребителей осуществляли свою деятельность преимущественно в ночную зону и очень незначительное потребление осуществляли в вечерней зоне, по информации ТОО «Оңтүстік Жарық» (ЮКО) - 35 % таких потребителей). Таким образом, усиление экономической заинтересованности в уменьшении потребления в часы максимальных нагрузок энергосистемы произошло со стороны потребителей энергоснабжающих организаций (розничного рынка электрической энергии), что в конечном счете не отразилось на данных по изменению суточного графика нагрузок в ЕЭС Казахстана, представленных АО «KEGOC». Вместе с тем, при дифференциации тарифов по зонам суток энергоснабжающими организациями, уровень тарифа в «вечерней» зоне должен был покрывать убытки в «ночной» зоне, так как уровень тарифа в ночное время не покрывает расходов на транспортировку электроэнергии по межрегиональным (АО КЕГОК) и региональным электрическим сетям (РЭК), услуги системного оператора, услуги оператора рынка централизованной торговли электрической энергией, затраты энергоснабжающей организации. В этой связи, тариф «вечерней» зоны существенно превышал среднеотпускной тариф.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АЛМАТЫ РПП, СКО РПП

Предложение по решению проблемы:

В связи с изложенным, с учетом того, что необходимая инфраструктура уже имеется (автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), многоставочные электронные приборы учета и др.), предлагается: 1) на основе комплексного анализа информации о потреблении электроэнергии провести расчеты уровня тарифов энергопроизводящих и энергоснабжающих организаций при переходе на механизм дифференциации тарифов электрическую энергию по зонам суток; 2) провести расчеты для определения повышающих и понижающих коэффициентов к тарифу на электроэнергию для сглаживания суточного графика нагрузки; 3) выработать предложения по совершенствованию системы дифференциации по зонам суток с учетом опыта ранее действовавшего механизма расчета; 4) выработать предложения по внесению изменений и дополнений в НПА, предусматривающих возможность применения дифференцированных тарифов по зонам суток либо оплату по среднеотпускному тарифу (в настоящее время бытовые потребители имеют право выбора: оплачивать по отпускному тарифу либо по тарифу, дифференцированному в зависимости от объемов ее потребления).

Пути решения:

Направить предложения в КПМ РК, МЭ РК, МНЭ РК.

Дата включения в реестр:

2021-02-01 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
05.05.2021; Вопрос рассмотрен на совещании 3 марта т.г. по рассмотрению проблемных вопросов бизнеса под председательством Первого заместителя Премьер-Министра РК Смаилова А.А. Предложено: 1) на основе комплексного анализа информации о потреблении электроэнергии провести расчеты уровня тарифов энергопроизводящих и энергоснабжающих организаций при переходе на механизм дифференциации тарифов электрическую энергию по зонам суток; 2) провести расчеты для определения повышающих и понижающих коэффициентов к тарифу на электроэнергию для сглаживания суточного графика нагрузки; 3) выработать предложения по совершенствованию системы дифференциации по зонам суток с учетом опыта ранее действовавшего механизма расчета; 4) выработать предложения по внесению изменений и дополнений в НПА, предусматривающих возможность применения дифференцированных тарифов по зонам суток либо оплату по среднеотпускному тарифу (в настоящее время бытовые потребители имеют право выбора: оплачивать по отпускному тарифу либо по тарифу, дифференцированному в зависимости от объемов ее потребления). Согласно протокольного поручения, «Министерству энергетики совместно с заинтересоваными государственными органами продолжить работу по внесению изменений в действующее законодательство в области электроэнергетики, предусматривающие применение коэффициентов (ставок) к предельному тарифу на производство электрической энергии для каждого часа операционных суток с учетом обеспечения реализации почасового суточного графика производства-потребления электрической энергии.».
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Баялиева Майя Шайхоллаевна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ И ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ

Руководитель подразделения:

Оспанов Мурат Сагынтаевич

Управляющий директор- директор

ДЕПАРТАМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ И ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры