astana-view

Реестр проблем

№729

При наличии дифференциации тарифов между населением и юридическими лицами, при котором тариф для населения существенно ниже себестоимости затрат, а для покрытия убытков от населения тариф для юридических лиц устанавливается на 60-80% выше затрат – присутствует уязвимость по отношению к конкурентному давлению со стороны энергоснабжающих организаций (далее - ЭСО), где отсутствует население, вследствие чего, возможна убыточность из-за отрицательного перекоса структуры потребления, рост розничных цен на электроэнергию для потребителей юридических лиц.

На сегодняшний день 332 предприятий получили лицензию на осуществление деятельности по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения (энергоснабжающие организации, далее - ЭСО), в том числе на 34 предприятия распространяется государственное регулирование (далее - Гарантирующий поставщик). Так, среднеотпускной тариф на электрическую энергию ЭСО формируется исходя из отпускной цены станции, с учетом расходов на услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, тарифов на передачу электрической энергии и снабженческой надбавки энергоснабжающей организации. Далее, утвержденный уполномоченным органом среднеотпускной тариф Гарантирующего поставщика дифференцируется по следующим группам потребителей: - физические лица; - прочие потребители (юридические лица); - бюджетные организации. Как правило, с целью сдерживания тарифов, и не допущению социальной напряженности, для населения (физических лиц) устанавливается тариф на убыточном уровне, ниже среднеотпускного. Убытки компенсируются за счет повышенного тарифа для бизнеса, т.е. применяется практика, так называемого перекрестного субсидирования. В результате данной практики, на рынке энергоснабжения появились нерегулируемые энергоснабжающие организации, которые не работают с населением, а уводят у Гарантирующего поставщика крупные энергоемкие предприятия. Возникающие убытки от структурного перекоса перекладываются на тариф для юридических лиц Гарантирующего поставщика, а это малый и средний бизнес. При этом даже те предприятия, что перешли в нерегулируемые энергоснабжающие организации оплачивают по тарифу значительно превышающим себестоимость, так как нерегулируемые энергоснабжающие организации формируют свой тариф не от затрат на покупку и транспортировку, а исходя из тарифа для юридических лиц Гарантирующего поставщика, предлагая им тариф чуть ниже. Так, согласно правил ценообразования, возникшие убытки ЭСО в результате разницы между расходами по покупке, передаче и от применения дифференциации тарифов по группам потребителей электрической энергии, компенсируются при следующем пересмотре тарифа. В итоге и населению все равно придётся оплатить за высокие тариф электроэнергии для бизнеса покупая продукты питания и другие товары.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЗКО РПП

Предложение по решению проблемы:

Предложено разработать программу поэтапного повышения тарифа бытового потребителя до уровня себестоимости электроэнергии, и прямые субсидии для социально уязвимых слоев населения. На первом этапе, на основе расчетов и анализа можно выделить в отдельную группу субъекты малого и микробизнеса с установлением тарифа на уровне не выше себестоимости. Кроме того, предлагается внедрение механизма дифференциации тарифов у энергопередающих организаций, который может быть использован в качестве решения проблемы оттока юридических лиц у ЭСО, выступающих в качестве гарантирующих поставщиков.

Пути решения:

Направить предложения в КПМ РК, МЭ РК, МНЭ РК.

Дата включения в реестр:

2021-02-01 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
18.01.2022; Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 728 утвержден Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы (далее - Нацпроект). В Нацпроекте выделено направление 4– Комплексное развитие конкуренции. В рамках этого направления предусмотрено решение Задачи №1 – Обеспечение доступа на рынки в сфере электроэнергетики в рамках устранения искажения ценообразования. План-графиком реализации Нацпроекта предусмотрены поэтапное сокращение разницы и отмена дифференциации тарифов между группами потребителей на услуги электроснабжения до 2025 года.
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Алимбаев Саид Тулегенович

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Руководитель подразделения:

Айтбаев Асет Маратович

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Скачать

Дочерние организации

Партнеры