astana-view

Реестр проблем

№766

Поддержка казахстанских поставщиков в части финансирования

За все годы независимости в Казахстане так и не появилась 100% подрядная компания, способная выполнить работы «под ключ» (EPCMконтракты). Низкое вовлечение казахстанского бизнеса в проектах Тенгиз, Кашаган и Карачаганак связано со следующими факторами: 1. Во время реализации инвестиционных проектов операторы запрашивают от потенциальных поставщиков финансовые гарантии от финансовых учреждений с высоким кредитным рейтингом (А/А-); 2. Бюджеты строительных подрядов исчисляются сотнями миллионов долларов США, а казахстанские банки второго уровня (БВУ) не готовы участвовать в частных сделках с высоким бюджетом (кредитование); 3. Отечественные компании, имея долгосрочные контракты с нефтегазовыми операторами и их зарубежными подрядчиками, не могут использовать подписанный контракт в качестве «твердого залога» для финансовой подпитки (пополнение оборотных средств, банковские гарантии). БВУ требуют залоговое имущество.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АТЫРАУСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

#62 Предлагается нефтегазовым операторам рассмотреть вопрос по принятию банковских гарантии от крупных казахстанских банков второго уровня. Также вовлечь национальные институты развития в вопросах финансирования нефтесервисного сектора.

Пути решения:

1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2021-03-17 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
01.10.2024; ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) продолжает активно поддерживать и развивать местных подрядчиков, создавая более доступные условия для участия в крупных контрактах. Теперь казахстанские поставщики могут использовать гарантии, выданные банками второго уровня. Так ТШО делает важный шаг навстречу казахстанскому бизнесу, способствуя его росту и укреплению. ТШО продолжает демонстрировать свою приверженность поддержке местных компаний, упрощая условия и открывая новые возможности для их развития. С 14 мая 2024 года ТШО внесло значительные изменения в требования к банковским гарантиям. Теперь казахстанские поставщики услуг могут использовать гарантии, выданные банками второго уровня с кредитным рейтингом не ниже BBB (S&P и Fitch) или Baa2 (Moody’s), для контрактов общей стоимостью до десяти миллионов долларов США. По словам генерального менеджера по финансам ТШО, Дуайт Крэбтри, это нововведение значительно облегчает доступ местных компаний к крупным контрактам, уменьшая финансовое бремя и стимулируя участие в стратегически важных проектах. - Мы понимаем, что финансовые требования могут быть барьером для многих местных подрядчиков, и поэтому внесли важные изменения в условия по банковским гарантиям. Для контрактов, не попадающих под новые критерии, ТШО будет продолжать применять существующие требования к банковским гарантиям от банков второго уровня с рейтингом не ниже «А». Это подтверждает приверженность компании высоким стандартам финансовой надежности при реализации крупных проектов, - отметил Дуайт Крэбтри. Также, согласно изменениям, банки второго уровня могут выдавать гарантии от имени казахстанских компаний с подтверждением от банка с рейтингом «А», что обеспечивает дополнительную уверенность для ТШО. При этом в компании отметили, что ТШО оставляет за собой право изменять требования по банковским гарантиям в зависимости от размера контракта, финансового состояния поставщика и сложности работ. Эта гибкость позволяет адаптировать требования к реальным условиям и потребностям казахстанских компаний. Данные изменения показывают, что ТШО продолжает поддерживать развитие казахстанских подрядчиков, создавая более выгодные условия для их участия в крупных контрактах. Изменения в требованиях по банковским гарантиям отражают стремление компании к укреплению связей с местным бизнесом и стимулированию экономического роста в стране. Стоит отметить, Тенгизшевройл всегда был одним из ключевых участников экономического развития Казахстана и одним из ведущих игроков в развитии местного бизнеса. С 1993 года Тенгизшевройл закупил товаров и услуг у казахстанских поставщиков на сумму более 48,4 миллиарда долларов США. В первом квартале 2024 года расходы на развитие казахстанского содержания составили около 790 миллионов долларов США, включая более 440 миллионов долларов США в рамках Проекта будущего расширения и Проекта управления устьевым давлением (ПБР-ПУУД). В целом следует отметить, что общий уровень казахстанского содержания в товарах и услугах, закупленных ТШО, по итогам 2023 года достиг 71% по сравнению с 11% в 1993 году. Эти данные свидетельствуют о том, что продвижение и развитие местных ресурсов и предприятий в нефтегазовой индустрии является неотъемлемой частью устойчивого развития Тенгизшевройла. (https://www.tengizchevroil.com/ru/tco-news/detail/2024/07/26/local-business-support-tco-simplifies-the-terms-and-conditions-for-contractors)
09.10.2023; В соответствии с статьей Кодекса РК о недрах и недропользовании, порядок приобретения товаров, работ и услуг (ТБУ) недропользователями и их подрядчиками, осуществляющими свою деятельность в рамках СРП (Соглашение о разделе продукции), должен обеспечивать всем потенциальным поставщикам полные и справедливые возможности для участия в конкурсе на основе объективных критериев. При этом, расходы недропользователей и их подрядчиков по приобретению товаров, работ и услуг, приобретенных в нарушение установленного порядка приобретения, исключаются из расходов, учитываемых компетентным органом в качестве исполнения соответствующим недропользователем контрактных обязательств. Эти пункты были разработаны в отношении операторов крупных месторождений. Это позволяет иметь двоякое толкование и формально исполнять норму закона. Таким образом, закрытость закупочных процедур недропользователей создает риски недобросовестной конкуренции. Например, план закупок дает лишь верхнеуровневое представление о необходимых ТРУ (товаров, работ и услуг), не отображая весь перечень, а предварительное обсуждение, если оно и есть, то очень избирательно, и только с определенными поставщиками. Правила по процедуре закупок отсутствуют в открытом доступе, как и информация о возможности обжаловать результаты. Функционал портала ограничивается предварительной оценкой и регистрацией поставщика. Работа в данном направлении бует продолжена.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Умертаев Байкен Курмангалиевич

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК

Руководитель подразделения:

Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры