astana-view

Реестр проблем

№819

Нарушения должностными лицами норм законодательства в сфере государственных закупок.

Касательно нарушения должностными лицами норм законодательства в сфере государственных закупок, в частности предприниматели участвуют в государственных закупках, признаются победителями, по результатам выполняют установленные объёмы работ, поставку товара, но потом не могут получить с государственных учреждений причитающиеся суммы. На широкое обсуждение Совета проблему мы выносим неслучайно. Эксперты Палаты уверены, могут пострадать и другие бизнесмены из-за ненадлежащей работы должностных лиц. В ходе рассмотрения обращения ТОО «Таймас Company» установлено, что 02.08.2017 г. между ТОО и ГУ «Отдел строительства, архитектуры и градостроительства района Биржан сал» по итогам государственных закупок способом открытого конкурса заключен договор о государственных закупках работ №39 (далее - договор) «Строительство школы на 80 мест в с.Невское Енбекшильдерского района Акмолинской области» на сумму 327 040 000 тенге. Согласно условиям договора срок сдачи объекта до 20 августа 2018 года, выполнение работ производится согласно проектно-сметной документации ТОО «Кокшетау горсельпроект». Договор зарегистрирован в органах казначейства. Дополнительным соглашением №4 от 16 мая 2018 года сумма договора увеличена на 62 839 663 тенге, в указанную сумму вошла стоимость оборудования, мебели, инвентаря для школы. Данные расходы подрядчика учтены в проектно-сметной документации (объектная смета), вместе с тем стоимость оборудования, мебели, инвентаря исключена заказчиком из суммы закупаемых работ при объявлении конкурса. Данный факт сторонами не оспаривается, подтвержден представителем ГУ «Отдел строительства, архитектуры и градостроительства» района Биржан сал. Вместе с тем, в регистрации данного дополнительного соглашения территориальным подразделением Казначейства отказано (как указано выше стоимость оборудования, мебели, инвентаря не вошла в объявленную конкурсную цену Договора). Сумма поставки оборудования, мебели, инвентаря в размере 47 500 011 тенге отражена в актах выполненных работ за июль, август 2018 года, подписанных сторонами. Фактическая поставка вышеуказанного товара подтверждена представителем заказчика. Оплата требуемой истцом суммы не произведена при отсутствии регистрации дополнительного соглашения №4 к договору от 16 мая 2018 года в территориальном органе казначейства. Объект строительства согласно акту приемки от 24 августа 2018 года сдан в эксплуатацию. Так, согласно статье 46 Закона «О государственных закупках» договор о государственных закупках, подлежащий регистрации, вступает в силу после его регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Исходя из содержания пунктов 185-187 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540, дополнительное соглашение к договору подлежало обязательной регистрации в территориальном органе казначейства. Как известно, споры в сфере государственных закупок между субъектами бизнеса и государственными органами в Акмолинской области обрели уже системный характер и продолжаются не первый год, что не могло не привлечь внимание экспертов Палаты. В частности при установленных обстоятельствах, суды первой и второй инстанции отказывают в исках в удовлетворении требований по взысканию задолженностей. (Мотивировав, что дополнительное соглашение и/или Договора не вступило в силу, обязательства, указанные в нем, у сторон не возникли). Так, ГУ «Отдел строительства, архитектуры и градостроительства» района Биржан сал», как организатор и заказчик государственных закупок, достоверно зная о невключении в цену договора стоимости вышеуказанного товара, заключил с подрядчиком дополнительное соглашение №4 от 16 мая 2018 года, без регистрации данного соглашения принял по актам оборудование, мебель, инвентарь на сумму 47 500 011 тенге. Данные действия государственного учреждения повлекли значительные убытки для истца, негативно повлияли на имидж государственных органов. Заявитель - ТОО «Таймас Company» попал в сложную ситуацию, образовалась задолженность по заработной плате перед работниками, возникли неисполненные обязательства перед их поставщиками ТРУ. Которые в свою очередь грозят им судебными исками, жалобами в Инспекцию по труду, что приведёт к штрафам, санкциям по неустойке и т.д. и т.п.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АКМОЛИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

Национальной палате предпринимателей инициировать предложения о включении в Республиканский реестр проблемных вопросов для последующего изменения в статью 207 КОАП РК.

Пути решения:

Внести изменения (дополнения) в статью 207 Кодекса об административных правонарушениях в целях внедрения ответственности должностных лиц заказчиков за вступление в договорные отношения с поставщиками без соблюдения процедуры законодательства о государственных закупках, в том числе не регистрации дополнительного соглашения к договору о государственных закупках в органах казначейства.

Дата включения в реестр:

2021-04-15 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-09-30 00:00:00

Ход исполнения:
09.10.2023; ДРЗ неоднократно поднимал вопрос несвоевремнных расчет Заказчиков с Поставщиками по договорам о государственных закупках, в том числе по созданию РЕЕСТРА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ЗАКАЗЧИКОВ. Между тем, требует более детальной проработки усиление ответственности за правонарушения в сфере государственных закупок , в том числе и по нарушениям, не предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (к примеру, несвоевременное направление проекта договора о государственных закупках и/или подписание договора о государственных закупках, нарушение сроков утверждения электронных актов/оплаты по поставленным товарам/оказанным работам/услугам на веб-портале государственных закупок и т.д.). Соответствующие предложения от НПП «Атамекен» в статью 207 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» были направлены в адрес Министерства финансов РК за исх.№ 10702/16 и № 10769/16 от 3 августа и 4 августа 2023 года. 12 мая 2023 года на веб-портале государственных закупок была опубликована новость (https://goszakup.gov.kzuews/view/1134) касательно произведенной доработки, согласно которой для организаторов (при публикации объявления) и потенциальных поставщиков (при подаче заявки на участие) будет отображаться уведомление о нахождении заказчика в едином реестре должников. Кроме того, по устной информации Министерства финансов Республики Казахстан, в ближайшее время на портале госзакупок дополнительно будет реализован функционал всплывающих уведомлений о наличии проблем с оплатой у заказчика более 30 календарных дней. Это позволит поставщику самостоятельно оценить ожидающие его риски несвоевременной оплаты за поставленный товар или выполненные работы.
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Мухаметжанова Сара Султановна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК

Руководитель подразделения:

Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры