astana-view

Реестр проблем

№862

Проблемный вопрос в сфере государственных закупок

Анализ национальной системы регулирования закупок свидетельствует о том, что выбор поставщика услуг ориентирован на самое низкое ценовое предложение, что негативно сказывается на качестве оказываемых услуг. Вместе с тем, международный опыт показывает, что отход от приоритета низкой цены в пользу других, важных для заказчиков критериев, позволяет получить качественные, безопасные товары (работы, услуги) в предусмотренные сроки и без удорожания. В странах Евросоюза и в других экономически развитых странах используется выбор победителя на основе самой низкой цены только в ограниченном числе закупок товаров (работ, услуг). В большинстве случаях заказчик обязан выбирать поставщика на основе социальных, экологических, инновационных, функциональных характеристик, а также опыта и квалификации сотрудников поставщика. Также учитывается постпродажное обслуживание, гарантии, техническая поддержка и другие организационные показатели. Данные качественные и организационные показатели при выборе победителя значительно превалирует над критерием цены. Государственные закупки - являются одной из сфер, в которой зачастую происходят нарушения. Так по сведениям УКПСиСУ ГП РК по Актюбинской области в 2020 году было проведено 12 внеплановых проверок Департаментом внутреннего государственного аудита по Актюбинской области и только в 2-х случаях нарушения не выявлены. В 2021 году проведены 3 проверки и во всех случаях выявлены нарушения. Основанием для проверки послужили обращения предпринимателей не согласных с результатами проведения тендеров, к примеру когда организатором закупок неправомерно принят в расчет опыт работы потенциального поставщика, что привело к применению условных скидок. Субъекты бизнеса сталкиваются с рядом и других проблем, как при объявлении конкурсов, так и при их участии. Одной из таких проблем является установление в конкурсной документации к потенциальным поставщикам и (или) к привлекаемым ими субподрядчикам (соисполнителям) квалификационных требований, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках. В п.2 ст.9 действующего законодательства о государственных закупках РК указаны нормы, не допустимые для установления в качестве квалификационных требований при проведении конкурса. Одними из них являются, (пп.2 п.2 ст.9) требования непосредственно не вытекающие из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг и (пп.3 п.2 ст.9) ограничение и необоснованное усложнение участия потенциальных поставщиков в государственных закупках. Однако данные нормы, формальны, так как в действующем законодательстве отсутствует примерный перечь-классификатор закупаемых товаров работ и услуг, что затрудняет проследить установление не обоснованных квалификационных требований. Пример, организацией объявлен конкурс на проведение новогоднего мероприятия, рассчитанного на 150 человек. Так, одним из условий участия в данном конкурсе является наличие стажа в проведении указанных мероприятий не менее 3-х лет, установлены такие требования как высота искусственной новогодней ели 4,5 метра и т.д. В данном случаи указанные выше требования как видно сделаны для конкретного поставщика (во всех случаях аффилированные лица с заказчиком).

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АКТЮБИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

#89 С целью развития добросовестной конкуренции и представления равных услуг потенциальным поставщикам при производстве процедуры государственных закупок разработать примерный перечень-классификатор закупаемых товаров работ и услуг, на основании, которого можно будет устанавливать разумные квалификационные требования и техническую спецификацию.

Пути решения:

С целью развития добросовестной конкуренции и представления равных услуг потенциальным поставщикам при производстве процедуры государственных закупок разработать примерный перечень-классификатор закупаемых товаров работ и услуг, на основании, которого можно будет устанавливать разумные квалификационные требования и техническую спецификацию.

Дата включения в реестр:

2021-07-30 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
15.03.2024; Законом Республики Казахстан от 15 ноября 2021 года № 72-VII ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта, обороны и финансирования науки"в Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года "О государственных закупках" (далее - Закон) дополнен пунктами касательно электронного каталога товаров. Электронный каталог товаров – информационная подсистема веб-портала государственных закупок, предназначенная для формирования унифицированного описания товаров с целью автоматизированной идентификации закупаемых товаров. Согласно пункту 70 Правил осуществления государственных закупок (далее - Правила), государственные закупки товаров из электронного каталога товаров осуществляются по перечню товаров, утвержденному уполномоченным органом. При осуществлении государственных закупок товаров, включенных в перечень товаров, по которым государственные закупки осуществляются из электронного каталога, исходя из положений пункта 71 Правил, техническая спецификация, предлагаемая потенциальным поставщиком, предлагаемого им товара формируется из электронного каталога. Таким образом, типовые технические спецификации по канцелярским, хозяйственным, электротоварам и лекарственным средства и изделиям медицинского назначения создаются самими потенциальными поставщиками, что и является своеобразным классификатором товаров. При выполнении работ по запуску системы электронного каталога товаров, МФ РК неоднократно высказана позиция касательно невозможности составления аналогичных работ по услугам и работам в связи с отсутствием единообразия закупаемых работ и услуг. При этом, исходя из подпункта 7) части первой статьи 16 Закона, уполномоченный орган определяет перечень видов товаров, работ, услуг, государственные закупки которых осуществляются в соответствии с типовыми конкурсными документациями (аукционными документациями), разрабатываемыми и утверждаемыми уполномоченными органами соответствующей отрасли по согласованию с уполномоченным органом (внесено законом РК от 26.12.2018 № 202-VI). Вместе с тем, отражение организатором, заказчиком в конкурсной документации квалификационных требований и условий, которые: 1) ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках; 2) непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг; 3) влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков, в том числе: - установление любых не измеряемых количественно и (или) не администрируемых требований к потенциальным поставщикам: - содержание указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику; - нарушение принципов осуществления государственных закупок. Нарушение статей 9 и 21 Закона, а также принципов осуществления государственных закупок включено в пункт 1 Перечня профилей рисков камерального контроля, и влечет за собой направление территориальным уполномоченным органом по контролю за законностью госзакупок уведомления о необходимости внесения изменений в конкурсную документацию (аукционную документацию), которая исполняется Заказчиком в установленные сроки. В этой связи, в случае обнаружения завышенных требований в конкурсной документации, необходимо своевременно направлять информацию в ДВГА.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Алибекова Аяна Азаматовна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК

Руководитель подразделения:

Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры