astana-view

Реестр проблем

№628

Касательно возмещения стоимости отобранной продукции органами санитарно-эпидемиологического благополучия

В Палату предпринимателей области за оказанием содействия в разрешении вопроса оплаты сумм за отбор продукции представителями «Таразское городское управление охраны общественного здоровья» обратился представитель Таразского филиала ТОО «СТЕЛЛ» С.Естлеуов. Из обращения следует, что при проведении проверки специалистом Х.Бейшеновой 29.11.2017 года был произведен отбор образцов алкогольной продукции на проведение исследования: коньяк, вино, алкогольные коктейли, всего на сумму 3499 тенге. Палата проанализировав нормативные акты установила, что согласно пунктам 1 и 5 статьи 149 Предпринимательского кодекса РК, отбор образцов продукции для проведения контроля и надзора, в том числе количество отбираемых образцов, определяется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативных документов Республики Казахстан на продукцию и методы испытаний продукции. Расходы, связанные с отбором образцов продукции, финансируются за счет бюджетных средств. Однако, в соответствии с подпунктом 12) пункта 12 статьи 21 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» должностные лица санитарно-эпидемиологической службы, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор, имеют право для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы запрашивать материалы, необходимые для изучения оценки влияния объекта экспертизы на окружающую среду и здоровье населения, а также снимать пробы и производить отбор образцов продукции в количествах, достаточных и не превышающих необходимых объемов для ее проведения, без компенсации стоимости этой продукции. В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 21 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор осуществляется в форме проверки и иных формах. Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. В свою очередь параграф 2 Предпринимательского кодекса РК, определяет порядок организации и проведения проверки. Вышеуказанное свидетельствует, о противоречиях в Кодексах которые прямо затрагивают интересы субъектов предпринимательства, влекут необоснованные финансовые расходы, способствует злоупотреблением государственными служащими своим должностным полномочиями, и ставят последних в привилегированное положение над бизнесом. Вместе с тем, согласно пункта 3 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие. Учитывая вышеуказанные требования законодательства, по иерархии Предпринимательский кодекс РК (от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК.) выше Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (от 18 сентября 2009 года № 193-IV). В свою очередь Комитет охраны общественного здоровья в своем ответе резюмирует, что действия соответствуют требованиям законодательства и противоречия в вышеуказанных Кодексах отсутствуют. Согласно выводам Комитета диспозиция пункта 5 статьи 149 Предпринимательского кодекса, предусматривают отнесение понятия расходов к хранению, транспортировке, экспертизе отобранных образцов продукции за исключением стоимости продукции, при этом прямой сссылки на данные выводы в НПА не предусмотрены. Полагаем, что такие выводы грубо нарушают законные права и интересы бизнеса, наносят материальный урон, и противоречат нормам действующего законодательства, т.к. согласно пункта 1 статьи 6 ГК РК, нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. Из пояснении Департамента охраны общественного здоровья Надуева Г.Д. возмещение стоимости отбираемой продукции производится только при иных формах контроля. При этом, необходимо отметить, что Департаментом помимо иных форм контроля, проводятся проверки по особому порядку и внеплановые проверки в рамках которых также проводятся отборы продукции. Так, согласно представленной информации в 2017 году Департаментом проведено 342 отбора продукции в рамках утвержденного графика проведения проверок по особому порядку за 2017 год, в 23 были установлены нарушения и составлены административные производства. Тем самым, только в 6% от общего количества (94%) проведенных отборов продукции были установлены нарушения действующего законодательства. Между тем, Палатой был направлен запрос о предоставлении копии НПА регламентирующих порядок отбора продукции, на что представлен ответ с приложением Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» от 9 декабря 2011 года № 880, по результатам изучения которого норм содержащих порядок возмещения стоимости отобранной продукции не установлено. Данный вопрос был рассмотрен на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, резолюцией которого принято решение направить предложение в НПП «Атамекен» для включения в реестр проблемных вопросов.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЖАМБЫЛСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

1.Разработать НПА регламентрующий порядок возмещения стоимости отобранной продукции. 2.Внести изменения в Кодексы

Пути решения:

1. Предлагаем обратиться в Министерства здравоохранения и национальной экономики с предложением о разработке НПА регламентирующих порядок возмещения стоимости отобранной продукции вне зависимости от формы контроля и надзора при котором был проведен отбор продукции либо отменить требование отбора продукции при проведении проверок (оставив только при проведении мониторинга безопасности продукции). 2.Внести соответствующие изменения в Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» в части приведения в соответствие с требованиями Предпринимательского кодекса РК и исключения в подпункте 12) пункта 12 статьи 21 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» слов «без компенсации стоимости этой продукции».

Дата включения в реестр:

2018-06-27 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2018-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
06.09.2023; Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» принят в работу Мажилисом РК 5 апреля 2023 года. 25 апреля 2023 года состоялось первое заседание рабочей группы. По состоянию на сентябрь 2023 года, проведено 8 заседаний Рабочей группы. Основные поправки законопроекта направлены на изменение подходов государственного регулирования, в частности государственного контроля и надзора. Работа в данном направлении продолжается.
18.09.2024; направлен запрос в МНЭ и МЗ
20.07.2018; Получен ответ касательно того, что проблема требует концептуального рассмотрения и будет вынесено на заседание Экспертной группы в МНЭ.
25.09.2020; Во исполнение поручения Президента Касым-Жомарта Токаева по разработке оптимальных подходов к современному «умному» регулированию, данных на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 24 января 2020 года, а также поручения по внедрению регулирования «с чистого листа», данных 1 сентября 2020 года в рамках Послания народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий», в течение 2021 года планируется разработка новой нормативно-правовой базы деятельности малого и среднего бизнеса. В этой связи МНЭ начата работа по пересмотру главы 13 Предпринимательского кодекса РК, в рамках которой будут пересмотрены подходы к осуществлению контроля и переход на профилактику. Также в рамках пересмотра главы 13 ПК планируется включения контрольного закупа как одного из видов профилактических мер, без применения мер административного взыскания. Ввиду того, что данная работа также включает кардинальный пересмотр требований, отчетности, разрешительных процедур, НПП «Атамекен» начата работа по формированию Проектной группы и 17.09.20г. под председательством Уполномоченного по защите прав предпринимателей проведено первое расширенное совещание с участием представителей бизнес-сообщества (протокол прилагается). Также необходимо отметить, что сфера торговли и питания стратегически включена для пересмотра регулирования с «чистого листа», так как в этой сфере заняты более 400 тысяч субъектов предпринимательства.
26.03.2019; Данная проблема включена в Дорожную карту с АДГС в рамках Республиканского Форума по вопросам противодействия коррупции (п. 2.3. - Выявление причин и условий, способствующих коррупции в сфере санитарно-эпидемиологического надзора), в рамках которого планируется проведение анализа практики отбора проб (какие продукты отбираются, в каком количестве, какие результаты данных проб) по всем регионам и по результатам - выработка рекомендаций по регламентации порядка отбора и исключения отбора проб при проверках по особому порядку.
29.06.2018; проблемма направлена в МНЭ, ГП и КПСиСУ. Письма прилагаются.
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

Бабашева Ботагоз Сайранкызы

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ БИЗНЕС-РЕГУЛИРОВАНИЯ

Руководитель подразделения:

Акынбекова Динара Нургалиевна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ БИЗНЕС-РЕГУЛИРОВАНИЯ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры